Posted 8 июля 2022, 13:49
Published 8 июля 2022, 13:49
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
«Наши товары очень хотят к вам домой, однако совершить покупку сейчас не получится», — такое сообщение появилось на сайте шведского ритейлера IKEA на четвертый день грандиозной финальной распродажи остатков. Похожие сообщения в разных вариациях стали появляться на сайте компании уже с первого дня акции. Если, конечно, сайт удавалось открыть. Но суть их, в целом, не менялась: из-за технического сбоя сделать заказ невозможно, ждите дальнейших указаний.
Напомним, еще 3 марта IKEA объявила о приостановке деятельности в России, а после — о полном уходе из страны и продаже своих заводов. Под занавес в компании решили устроить большую распродажу, чтобы сбыть то, что осталось в закрытых магазинах и на складах. Первым делом решили устроить sale для сотрудников компании, а после — для всех остальных.
Изначально акция для широких масс была объявлена 1 июля. Она должна была пройти онлайн, на сайте магазина. Любителей IKEA сразу предупредили об ограничениях: не больше 70 товаров одного артикула в одни руки. При этом, сумма покупки не должна превышать 1 млн рублей. Однако в назначенный день онлайн-распродажи не случилось. «Видимо, что-то изначально шло не так, потому что уже тогда сайт вел себя очень странно», — отмечают покупатели. В итоге старт передвинули на 5 июля, и россияне стали готовиться — скрупулезно штудировать сайт и заносить товары в избранное, чтобы со стартом распродажи быстро перекинуть их в корзину и оплатить. Но 5 июля списки товаров в избранном у всех слетели. «Сайт не работал с полуночи, корзина не работала, личные кабинеты отключились — войти под своим логином на сайт стало невозможно, а список товаров, которые я отложила заранее в избранное, просто исчез», — рассказала «Росбалту» Ольга, одна из покупательниц.
Вдруг совершенно неожиданно вечером 5 июля на сайте появилась некая форма заказа. Причем, никаких объявлений на этот счет на официальной странице IKEA и в ее группах в соцсетях не было. Судя по комментариям на форумах, люди не понимали, что это за форма и насколько безопасно ее заполнять. «Вдруг сайт просто взломали, и это какое-то мошенничество», — делились предположениями пользователи.
Дальше тем, кто все же заполнил форму, стали звонить какие-то люди, представляясь сотрудниками IKEA, и отправлять ссылку на оплату заказа. Рискнуть деньгами оказались готовы не многие. «В принципе, что все нормально, и это не мошенники, выяснилось уже после того, как форма на сайте закрылась, и несколько смельчаков, которые все же успели оплатить заказпо присланной ссылке, стали отписываться на форумах и в соцсетях, что получили подтверждение на почту и возможность отслеживания статуса на официальном сайте», — отметила Ольга.
На следующий день, 6 июля, снова безо всяких предупреждений форма заявок на сайте вновь открылась. Работала она только с 8 до 9 утра. Но сделать заказ, судя по сообщениям на форуме, успело гораздо больше людей — из числа тех, кто не отходил от монитора и постоянно обновлял страницу. Через час форму заявки снова закрыли, на сайте повесили сообщение о том, что сотрудники обрабатывают текущие заявки, а новые пока не принимаются.
Тех счастливчиков, которые все же успели сделать заказ в таком формате, стали обзванивать менеджеры компании. «Сначала в IKEA говорили о том, что менеджер свяжется для подтверждения заказа в течение 12 часов, потом — в течение 24 часов, теперь — в течение 48 часов», — рассказывают покупатели. Потом выяснилось, что этот срок следует отсчитывать не от момента заполнения формы, а от выгрузки ее в систему ритейлера.
Выходит, что тех, кто оставил заявку утром 6 июля, обзванивают до сих пор. Люди мониторят форумы и соцсети в поисках информации и личного опыта, поскольку никаких внятных разъяснений от компании не появляется. Информация на сайте постоянно меняется, но никакой конкретики не содержит. «То „техническим причинам ничего сделать невозможно, и мы надеемся все починить до 9 февраля непонятно какого года“, то „наши товары спешат к вам домой, еще немного подождите“», — делятся впечатлениями пользователи.
Вчера, 7 июля, неожиданно начала работать корзина. Но сайт постоянно подвисал. Тех, кто смог быстро все добавить и оплатить, судя по форумам, тоже оказалось не много. Часть из них сразу же получили подтверждение заказа и чек. Но так повезло не всем.
«Я оформляла заказ в четверг, часа в три. Но в момент оплаты произошел сбой. В итоге деньги с карты списались, однако после обновления сайт снова вернул меня в корзину, в которой остались все товары. Ни номера заказа, ничего. Я стала ждать, когда в почту придет подтверждение, чек, хоть что-то. Не дождалась. Через пару часов я попыталась дозвониться до клиентской службы — безуспешно. Попробовала еще через час — результат тот же. Пробиться к оператору в этот день я смогла только один раз. На том конце провода сказали: „Ничего не слышно“, и положили трубку», — рассказала «Росбалту» Ирина, одна из покупательниц.
Дозвониться до оператора и выяснить, куда ушли деньги, удалось только на следующий день. «Я проснулась в 8 утра по будильнику, проверила почту в надежде, что IKEA уже что-то прислала. Ничего не пришло, и я стала звонить. Первые полчаса со мной говорил только автоответчик, а потом звонок сбрасывался. После 30 минут попыток робот сообщил, что меня, наконец, переключают на оператора. В очереди была 31-я. Я провисела на телефоне еще минут 40, прежде чем мне ответил оператор. Она не удивилась, когда я озвучила проблему. Говорит, таких обращений поступает много, и только что она разбиралась с похожим», — рассказала собеседница агентства.
По словам покупательницы, несмотря на то, что у нее даже номера заказа не было, оператор по e-mail-адресу быстро нашла оплату. Дальше было два варианта на выбор: привязать оплату к заказу или вернуть деньги и попробовать заказать снова — на сайте через корзину.
«Меня сразу предупредили, что заказ привязать к оплате возможно, а вот доставку — скорее всего нет. Так и вышло. В итоге, я оставила оператору заявку на возврат денег. Через пару минут мне пришла смс с номером моего обращения, по которому можно отслеживать его судьбу. Там говорится, что IKEA вернет мне деньги в течение 10 дней, а дальше все будет зависеть от моего банка. Хотя оператор предупредила, что это формальный срок, и вероятнее всего деньги придут раньше. Но сейчас у меня ни заказа, ни денег. И пока их не вернут, сделать новый заказ, даже если сайт заработает, я не смогу. Так что мимо распродажи я, скорее всего, пролетела», — рассказала девушка.
До сих пор сотрудники IKEA обрабатывают заказы, отправленные через специальную форму на сайте, а покупатели пытаются выяснить, дошли ли их заявки до адресата или пора заказывать все заново, когда такая возможность снова появится. На горячую линию люди дозваниваются по часу. «По моему заказу, оформленному на сайте, мне сказали так: если вы оформляли заявку по форме, и у вас после отправки появилось сообщение „Спасибо! В ближайшее время мы с вами свяжемся“, значит, ваша заявка есть в системе, нужно ждать, и вам когда-нибудь все же перезвонят. Если же вы ничего такого не получали, значит ваша заявка пропала, и нужно заказывать заново. Но это не точно», — рассказала покупательница.
Что касается людей, которые оплатили покупки через корзину, все оплаты в компании видят. Другое дело, привязаны ли к ним товары. Выяснить это можно только дозвонившись на горячую линию. В лучшем случае менеджерам удается восстановить заказ и привязать его к оплате, и тогда все в порядке — на почту приходит подтверждение и заказ можно отслеживать. Если, конечно, товары остались в наличии. Остальным объявляют о том, что им будут возвращены деньги.
И, наконец, 8 июля — традиционно, безо всяких объявлений и объяснений — корзина онлайн-гипермаркета опять заработала. Но, увы, только на час. «Совершить покупку сейчас не получится. Все интервалы для доставки и самовывоза на ближайшее время уже заняты», — гласит обновленная надпись на официальном сайте. Продажи обещают открыть после выходных. В соцсетях снова царит полное уныние: судя по немногим возможностям, которые есть у россиян, чтобы отслеживать наличие товара, ассортимент в IKEA стремительно сокращается. А некоторые утверждают, что в попытках сделать вожделенный заказ не спят уже четвертые сутки. Между тем операторы успокаивают: товары еще будут подвозить со складов. А сама распродажа должна продлиться до 15 августа. За это время планируется все распродать.
За время существования в России IKEA приучила своих почитателей к особой лояльности. Можно вспомнить хотя бы 25-летние, с возможностью замены, гарантии на кухни и на матрасы. И ведь меняли. А если оказывалось, что испортившиеся фасады больше не выпускаются, под замену шла вся кухня целиком. И приобретенную сгоряча кастрюльку можно было сдать обратно в течение года после покупки. Да и в целом все вопросы старались решать в пользу покупателя. Тем более странной выглядит информация на сайте, что товары, приобретенные с 5 июля 2022 года, можно будет вернуть в течение 14 дней после покупки. А гарантийный срок на них составляет два месяца с момента приобретения.
Анна Семенец