Лагерь «системных либералов» существует только в голове «ястребов»

8 июля 2022, 10:46
Арестованный ректор РАНХиГС Владимир Мау потерял политических покровителей, полагает политолог Константин Калачев.

Прошла неделя после того, как Владимир Мау — ректор РАНХиГС при президенте РФ — оказался под домашним арестом. Ему инкриминируют фиктивные госконтракты и хищения средств Академии путем трудоустройства «мертвых душ». Эксперты выдвигают различные версии происходящего, поскольку в официальную версию борьбы с коррупцией в таких случаях верят с трудом. Политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что Владимир Мау пострадал из-за своей репутации «системного либерала».

Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

— Когда криминальная история вокруг Владимира Мау только начиналась, вы писали: «За что он попал в опалу, можно только гадать. Но дело уже даже не в нем. Машина работает, маховик запущен. Вопрос — кто следующий». Какой маховик вы имели в виду?

Я имел в виду отношение наших консерваторов к «системным либералам». Помните, как подняли тему «пятой колонны» и «национал-предателей»? Это две разные группы людей. «Пятая колонна» в глазах власти — это те, кто изначально настроены оппозиционно и этого не скрывают. Выступают под пацифистскими лозунгами, не поддерживают специальную военную операцию, критикуют Путина, но не скрываются.

В отличие от «национал-предателей». Тех людей, которые находятся внутри системы, и которых она подозревает в недостаточной лояльности, в том, что они живут в собственной парадигме. Попутчики — или как было при большевиках, нанятые «буржуазные специалисты» и «военспецы».

Я считаю, что поскольку у нас процесс монополизации элит завершен, должны «зачистить» последних, кто, по мнению власть имущих (в первую очередь руководителей силовых структур и их идеологов) не вписывается в прекрасную Россию настоящего.

Мы с вами прекрасно знаем, что Владимир Мау не только ректор РАНХиГС, но и соратник Егора Гайдара в ходе реформ 90-х годов. Собственно, на знакомстве с Гайдаром он и поднялся. Он одна из ключевых фигур при разрабтке правительственных программ социально-экономического развития. Он даже подписал, пусть и не сразу, письмо в поддержку специальной военной операции, но все равно совершенно очевидно, что он воспринимался как фигура не вполне форматная и подозрительная.

Я полагаю, что здесь дело не только или не столько в коррупции. Никто ведь политических обвинений в адрес Мау не выдвинет. Те злоупотребления, которые ему инкриминируют, для человека такого масштаба выглядят весьма скромными.

Думаю, главная причина в том, что Мау потерял политических покровителей. И дело даже не в борьбе за бюджет РАНХиГС (а это миллиарды), а в том, что у кого-то руки чешутся «зачистить» последних либералов.

— Еще после первых допросов Владимира Мау можно было услышать мнение, что никакого «лагеря системных либералов» не существует. Персоны, которых к нему относят — Греф, Кудрин, Набиуллина, Мау — имеют очень разные точки зрения по ключевым вопросам политики и экономики.

— Одно другому не противоречит. Этот лагерь может существовать виртуально. В умах «ястребов». Конечно, нельзя ставить на одну ступень Грефа и Мау. Это совершенно разные люди. У каждого из них своя отдельная история. Говорить, что они собираются тайным кружком и думают, как им обустроить Россию, было бы наивно. Но в умах «ястребов» они все равно одного поля ягоды, носители других ценностей.

Вопрос не в том, есть или нет «заговор либералов». Вспомните процессы 30-х годов, то там тоже были проблемы с доказательной базой. Кроме самооговоров ничего не предъявлялось. Если при наличии внешнего врага нужен еще и враг внутренний, то спрос родит предложение. У нас борьба с коррупцией носит селективный характер. Все это прекрасно понимают. Это как в диком лесу. Есть хищники — волки, которые едят слабых, больных, старых. Происходит естественный отбор. В данном случае «заболевший» — человек лишившийся, по каким-то причинам политического покровительства. Можно только гадать, почему это произошло.

С моей точки зрения, основным уроком «дела Мау» и для государственного управления, и для российского высшего образования должен стать отказ от представлений о возможности повышения качества институтов снизу, под руководством высокопоставленных сторонников европейских реформ.

— Вопрос из области конспирологии. Есть версия, что «дело Мау» — это сигнал заместителю главы АП Сергею Кириенко, поскольку один из его соратников Алексей Комиссаров — проректор РАНХиГС. Вся эта история может иметь отношение к борьбе на самом верху?

— Борьба «бульдогов под ковром», безусловно, идет. Речь идет не только о влиянии на президента, но и том, что будет после Путина. Несмотря на то, что президент уходить не собирается, уже начинают выстраиваться разные коалиции и есть разные представления о том, что будет потом. Да и сейчас идет борьба за передел сфер влияния. Не исключено, что это и определенный звоночек, но еще проще может быть версия о том, что кто-то хочет подмять под себя Академию.

Интересно, кто возглавит РАНХиГС. Чей это будет человек? Уже это может дать ответы на многие вопросы. Безусловно, случай с Владимиром Мау можно рассматривать через призму системы сигналов, но гадать на кофейной гуще, кому и о чем это послание бессмысленно. Важно, что элиты наши не монолитны, внутренние конфликты есть. И не только по идейным соображениям. Есть еще личные симпатии и антипатии, химия или отсутствие таковой. Любопытно, что премьер Михаил Мишустин «отстроился» от Мау заблаговременно. То, что тучи сгущались, видимо, многие знали.

Беседовал Петр Годлевский

#Политика #Главное #Всегда актуально #Владимир Мау #Михаил Мишустин #В России #Алексей Комиссаров
Подпишитесь