Posted 7 июля 2022, 11:00

Published 7 июля 2022, 11:00

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Я очень боюсь спугнуть удачу для Крыма»

7 июля 2022, 11:00
Туристам выгоднее договариваться о размещении на курорте на месте, чем заранее бронировать жилье, говорит эксперт Александр Горный.

В июне загрузка гостиниц в Крыму оказалась на треть меньше, чем в 2021 году. Причины очевидны. После начала известных событий на Украине аэропорт Симферополя был закрыт. Многие россияне изменили свои планы на отпуск. Предприниматель и блогер Александр Горный, проживающий в Феодосии, подчеркивает, что чувствует себя в полной безопасности, и надеется, что сезон не станет провальным для местной туриндустрии. Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

— Согласно данным Министерства курортов и туризма республики средняя загрузка объектов размещения на курорте составила в первом месяце лета всего половину от прошлогодней. Вы доверяете этим цифрам?

— Статистика — вещь лукавая. Нужно понимать, что за основу берет министерство туризма. Места размещения должны пройти сертификацию, иметь определенную звездность. Именно такие гостиницы и отели чиновники могут воспринимать как официальные точки размещения отдыхающих.

Если они берут крупные сетевые отели, например, Mriya Resort или «Интурист» в Ялте, то, конечно, несмотря на цены, у них определенная заполняемость есть.

Если взять картину в целом по Крыму, когда мы смотрим на частный сектор, на гостиницы, которые не прошли сертификацию, то здесь ситуация тяжелая. Например, в очень известном отеле «Коктевилль» в Коктебеле с бассейнами, спортивным залом, детской площадкой несколько дней назад был занят всего один номер. Сейчас — три.

С другой стороны, есть небольшие уютные частные отели, заполненные полностью. Они нарабатывали свою клиентскую базу годами и не подняли цены. Когда мы говорим про заполняемость, то это все равно, что мерить среднюю температуру по больнице.

Есть места размещения, которые заполнены на 50, 60 и 90%. Они работают с пенсионными фондами, профсоюзами. Здесь ситуация гораздо лучше, но так, к сожалению, не везде. Надо понимать, что Крым — это не только отели и гостиницы, это еще и общепит, продажа сувениров и экскурсий, транспорт, работа таксистов. Это комплексный вопрос, который сейчас в определенной степени подвис.

— Вы ранее заявляли, что конец июня — начало июля будут ключевыми для перспектив нынешнего сезона. Ясность появилась?

Я очень боюсь спугнуть удачу для Крыма. В первые дни июля заметно увеличился поток туристов на трассах. Прибавилось людей на пляжах и набережных, но, к сожалению, еще далеко до прошлого года. Думаю, что сейчас мы выходим на 50-60% от турпотока прошлого сезона.

Почему ближайшие недели будут очень важными? Скоро мы достигнем «экватора» лета. Предприниматели, которые арендуют площади, смотрят на свои затраты. Я знаю несколько случаев, когда люди увеличивали свое присутствие на набережных, надеясь на цифры прошлого года, а сейчас думают, как их вернуть, чтобы не понести большие убытки. Большинство арендаторов этих точек работают на отбивку аренды где-то до середины июля — начала августа. Дальше уже на себя.

— По вашим данным, какова сейчас глубина бронирования мест размещения туристов?

— Особенность этого сезона, что она очень маленькая. В качественных отелях глубина бронирования может достигать нескольких месяцев. Но если брать все места размещения, то здесь две, в лучшем случае — три недели. Люди понимают, что ситуация меняется каждый день. Проще брать номера прямо на месте, когда едешь и видишь таблички с предложениями аренды вдоль трассы. На месте сейчас можно гораздо выгоднее договориться, чем при бронировании.

Еще интересный момент. Местные отели, работающие с различными туроператорами, предлагали раньше комиссию порядка 15-20%. Сейчас, для того чтобы заполнить свои площади в июле, они повышают комиссию туроператорам до 30%, а некоторые до 50%. Люди пытаются выживать.

— Можно ли сказать, как для отдыхающих упали в этом году цены на размещение?

— Нет общего тренда. Есть разнонаправленное движение. Одни подняли цены весной, понимая, что за границу народ не поедет, а отправится в Крым. Увеличили их на 20, 30 или 50% от уровня прошлого года. Сейчас они цены опускают.

Есть те, кто держал стоимость номеров на уровне прошлого года. Это, как правило, касается качественных благоустроенных отелей. Я знаю один из таких в Коктебеле — заполнен сейчас на 60-70%. Хозяева могут спокойно поднимать цена на 5-10%, и у них турпоток сохранится.

К сожалению, даже сейчас многие рассуждают так, что я лучше закроюсь. Может быть, проще цену опустить, чтобы объект поработал? Речь ведь идет и о людях, которые в индустрии работают. Те, кто открылся, фактически май–июнь работали в подготовительном режиме, который принес им серьезные издержки. Мы очень надеемся, что июль, август, сентябрь позволят компенсировать все эти убытки.

Беседовал Петр Годлевский

Подпишитесь