Posted 7 июля 2022, 20:08
Published 7 июля 2022, 20:08
Modified 1 февраля, 18:47
Updated 1 февраля, 18:47
Энергетики Красноярского края, компания «Крассети», обратились в прокуратуру после внезапного отключения нескольких объектов в Минусинске от электроэнергии со стороны федерального монополиста ПАО ФСК ЕЭС. Никаких аварий и задолженностей перед ФСК на момент отключения не было, заявили «Росбалту» в компании «Крассети». Никаких уведомлений на этот счет в компании тоже не получали. Тем не менее, вот уже четвертые сутки их объекты полностью отключены.
После того, как об инциденте стало известно, в Telegram-каналах начала появляться информация о том, что никакого отключения на самом деле не было. Точнее — что никто «Крассети» не отключал. Звучат самые разные версии: от того, что компания берет мощность в 20 раз больше той, что ей положено по договору, и в этом причина всего происходящего, до того, что «Крассети» просто организовали подпольную майнинговую ферму и что-то пошло не так.
По телефону в ПАО ФСК ЕЭС от комментариев отказались, и к моменту выхода материала письменный комментарий на запрос «Росбалта» не предоставили. Мы связались с исполнительным директором компании «Крассети» Павлом Быковым, который рассказал свою версию событий.
«Я бы исходил из фактов, а они таковы: в понедельник, 4 июля, в два часа ночи была полностью прекращена подача электроэнергии на несколько наших объектов с подстанции „Минусинская опорная“, и она не восстановлена по сегодняшний день. Сейчас эти объекты „Крассетей“ отключены на 100%», — отметил Быков.
По его словам, вся эта история началась, как в известной песне: «22 июня, ровно в четыре часа». Но тогда ФСК лишь ограничила подачу электроэнергии, а ночью 4 июля отключило полностью. «У нас есть соответствующие акты, записи в оперативных журналах, которые подтверждают сказанное», — подчеркнул собеседник агентства.
По его словам, никаких предупреждений со стороны ФСК «Крассети» не получали. «Я считаю, что для современной энергетики это беспрецедентный случай. Я не помню, чтобы в последние 10 лет происходило нечто подобное. Обычно отключению предшествуют предупреждения, предписания, акты. Ну, согласно закону. А здесь произошло полное отключение, причем ночью и без каких-либо уведомлений», — отметил Быков.
Он подчеркнул, что объекты «Крассетей» относятся к той категории электроснабжения, для которой допускается перерыв в подаче не больше одного часа. Между тем, полное отключение длится уже четверные сутки.
«Компания „Крассети“ имеет статус территориальной сетевой организации. Наши потребители — промышленные объекты, которые занимаются, в том числе нефтедобычей, геологоразведкой, связью, производством, металлопереработкой. Чем отключение может обернуться для них? Люди не выйдут на работу, остановится выпуск продукции. Все последствия сейчас оценить сложно», — отметил собеседник агентства.
В частности, по его словам, без напряжения остались системы пожаротушения крупных энергетических объектов, которые питаются от «Крассетей» и, как ни парадоксально, одна из крупнейших из них принадлежит ФСК, а также посты охраны Росгвардии, инфраструктура «Ростелекома».
Быков рассказал о том, что компания уже начала получать претензии по компенсации убытков. «На сегодняшний день они могут составить до 60 млн рублей. Понятно, что мы все эти убытки предъявим ФСК. Но делать что-то нужно сейчас», — отметил Быков.
По словам собеседника агентства, после инцидента в компании попытались разобраться в причинах произошедшего. «Первым делом мы связались с договорной службой ФСК, чтобы выяснить, не связано ли это с задолженностью. Все счета у нас оплачены, наши потребители тоже полностью оплачивают весь объем электроэнергии. Никакой задолженности не оказалось. Потом мы решили, что могло произойти какое-то аварийное событие. Но у нас в сети аварийных событий зафиксировано не было. В ФСК нам также подтвердили, что вопрос был не в аварии. Начали разбираться глубже, и оказалось, что указание нас отключить якобы поступило на селекторном совещании напрямую от заместителя руководителя Россетей Алексея Мольского. Так нам сказали исполнители, которые просто отработали это указание сверху. Чем оно вызвано, мне сложно сказать. Ни с техническими проблемами, ни с финансовыми это не связано», — высказал мнение исполнительный директор «Крассетей».
Не найдя объективных причин, в компании написали соответствующие обращения в правоохранительные органы, чтобы они с этим разобрались. «В частности, мы написали в прокуратуру и ФАС. Нельзя забывать, что ФСК — это монопольная структура, что определено законом, и мы не можем где-то в другом месте получить эту услугу. Поэтому естественно, что мы хотим разобраться с проблемой. Но ФАС реагирует достаточно долго, а у нас потребители прямо сейчас сидят отключенными, и мы получаем от них постоянные претензии, в том числе от гарантирующего поставщика ПАО „Красноярскэнергосбыт“. Инфраструктура Ростелекома тоже отключена, и они очень беспокоятся по этому поводу, поскольку вынуждены использовать резервные источники. Мы бьем во все колокола, чтобы электроснабжение восстановили. Но ответной реакции пока не видим», — отметил Быков.
Прокуратура, по его словам, тоже пока не ответила, хотя, по его мнению, должна была в этом случае реагировать молниеносно. «Мы ждем предписания от ФАС и прокуратуры о прекращении нарушения действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
У нас в сетях находятся потребители, которые добросовестно оплачивают электроэнергию. Сегодня они остались без нее. По действующему законодательству, о чем мы указали в своих заявлениях в ФАС и прокуратуру, отключение по инициативе сетевой компании возможно, но исключительно в двух случаях: первый — неоплата электроэнергии, второй — угроза аварийных событий и технологических аварий. Первое, как мы выяснили, к нам не относится. Что же касается угрозы аварии, это оформляется предписанием Ростехнадзора. Без его предписания предпринимать какие-либо действия на этот счет категорически запрещено. Мы такого предписания не получали в отношении наших объектов. Все это дает основания предположить, что имеет место самоуправство», — высказал мнение Быков.
В своем заявлении компания «Крассети» призывает прокуратуру выявить и привлечь к ответственности сотрудников «ФСК ЕЭС», причастных к незаконному отключению, а также проверить руководство федерального сетевика на статью 215.1 УК РФ о прекращении или ограничении подачи электроэнергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения.
Также, по мнению Быкова, на эту ситуацию в первую очередь должно обратить внимание государство, которое является главным акционером ФСК. «Государство, на мой взгляд, должно задать вопросы менеджерам, которые на самом высоком уровне принимают решения в ущерб компании и экономике. А потом в краевом филиале нам говорят: тут это не решается, договаривайтесь, поезжайте в Москве. Ну нет, уж лучше они к нам…», — отметил Быков.
Дарья Истомина