Posted 7 июля 2022, 13:25
Published 7 июля 2022, 13:25
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
В четверг, 7 июля, рубль не смог существенно укрепиться по отношению к доллару и евро после резкого падения накануне. На открытии торгов курс составил 64,21 руб. за доллар и 65,74 руб. за евро.
Тренд укрепления российской национальной валюты, в рамках которого можно было видеть курс 52-53 рубля за доллар, похоже, стремительно развернулся. О том, по каким причинам это произошло, и как ситуация на валютном рынке будет развиваться в дальнейшем, обозреватель «Росбалта» побеседовал с советником по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергеем Хестановым.
— В чем, по-вашему, причины снижения курса рубля по отношению к доллару?
— Идут разные процессы. При этом применительно к курсу рубля имеет место совпадение двух разных явлений. С одной стороны, доллар укрепляется к основным мировым валютам, а с другой, рубль ослабевает по отношению к доллару. Эти движения достаточно независимы друг от друга.
— А какие еще факторы приводят к тому, что рубль сейчас проседает?
— Причин много. На величину валютного курса влияют почти все экономические факторы и даже некоторые слухи. С одной стороны, не бог весть как, но оживляется параллельный импорт. Соответственно, спрос на валюту растет, и импортеры часть ее используют для таких закупок.
Второй фактор, способствующий ослаблению рубля — достаточно энергично снизилась цена нефти. Третий — доллар значительно укрепился относительно основных мировых валют, в частности, относительно евро. Наконец, четвертый — погашение некоторыми крупными игроками российского рынка своих облигаций.
Все это вместе взятое и приводит к тому, что мы видим такую динамику. Даже золото сейчас несколько снижается, что говорит о том, что доллар укрепляется применительно ко всему.
Часть из этих процессов носят случайный характер, другие, возможно, имеют довольно серьезные, далеко идущие последствия. Например, широкий спектр сырьевых товаров падает в цене. Часть участников рынка ожидают рецессию. Большую или маленькую — пока сказать сложно…
— Что может быть причиной этой рецессии?
— Возможно, это станет отражением ожиданий ужесточения денежно-кредитной политики со стороны Федеральной резервной системы (ФРС) США. Они витают в воздухе, инфляция растет, что-то надо делать. В этих условиях есть значительная вероятность того, что ФРС ужесточит денежно-кредитную политику, прежде всего, путем увеличения процентной ставки. Для рынков это сильный негатив. Понятно, что если это сделает ФРС, то рано или поздно подобные решения вынуждены будут принимать и Европейский Центральный Банк, и Банк Англии, и, возможно, даже китайцы.
Что касается последних, то собственная политика Китайского Народного Банка, естественно, довольно сильно отличается от той, что проводят вышеперечисленные финансовые центры, но обычно в полное противоречие с политикой ФРС и ЕЦБ не входит, просто потому что их экономики довольно сильно взаимосвязаны. Что делает вероятным сценарий, при котором, если уж ФРС начала двигать процентную ставку вверх, то спустя какое-то время это сделают и европейский ЦБ, и китайский.
А повышение процентных ставок — это фактор, который довольно надежно тормозит экономику, охлаждает фондовые рынки, способствует их снижению. В то же время последние десятилетия ожидания вот такого спада, как правило, сопровождается ожиданиями укрепления доллара США, причем применительно ко всему.
— Правильно я понимаю, что доллар укрепился сейчас, в том числе, на ожиданиях повышения процентной ставки ФРС?
— Вообще, при прочих равных условиях рост процентной ставки укрепляет твердые валюты. Про рубль не говорим — у него своя история, но по отношению к доллару и евро такое правило верно.
— Вы назвали одним из факторов нынешнего ослабления рубля снижение цен на нефть. Чем это можно объяснить?
— Трактовать динамику нефтяных цен также довольно сложно, потому что на них тоже влияет множество факторов, среди которых и действия стран ОПЕК+, и других нефтедобывающих государств, не входящих в этот картель, но иногда довольно интенсивно пытающихся влиять на стоимость «черного золота» на рынке. Но пока снижение цен на это сырье еще не достигло той величины, когда можно надежно трактовать причины, которые к этому привели.
Иначе говоря, мы видим, что нефть заметно подешевела, но за границы диапазона, которые позволили бы сказать, что произошли какие-то радикальные изменения, она пока не вышла. Если она упадет ниже 100 долларов за баррель, закрепится на этой отметке, тогда можно будет выстраивать какие-то правдоподобные гипотезы насчет того, почему это случилось.
Беседовал Александр Желенин