Posted 7 июля 2022, 13:08
Published 7 июля 2022, 13:08
Modified 1 февраля, 18:47
Updated 1 февраля, 18:47
Правительственный кризис в Британии развивался стремительно и не оставил шансов Борису Джонсону удержать власть.
На первый взгляд, повод к этому был не так общественно значим, как масштабный и растянувшийся во времени скандал с многочисленными вечеринками на Даунинг-стрит, 10 и на Уайтхолле во время антиковидных локдаунов. На этот раз скандал разгорелся из-за новости о том, что на прошлой неделе заместитель главного парламентского организатора партии тори Крис Пинчер, будучи сильно пьяным, в частном элитном клубе сексуально домогался двух мужчин.
Выяснилось, что подобные жалобы звучали в адрес Пинчера еще в 2019 г. и были подтверждены специальным расследованием, более того — об этом расследовании был лично проинформирован Джонсон. Однако премьер-министр после отставки Пинчера публично отрицал, что знал об этом, назначая его на должность в феврале этого года. Затем представитель премьера заявил, что он об этом забыл. Наконец, во вторник Джонсон признал, что просто не придал этому значения, и извинился за допущенную ошибку.
Казалось бы, частный случай, но он лег в длинную цепочку предыдущих скандалов, связанных с премьерством Джонсона. Здесь и попытки покрывательства близких ему депутатов, грубо нарушавших правила лоббирования, и зарубежный отдых, и дорогостоящая реконструкция его квартиры на Даунинг-стрит, 10 на деньги непонятных спонсоров, и, наконец, история с ковидными вечеринками. В основе всех этих поступков лежало пренебрежение к прописанным для британских депутатов и чиновников правилам и стандартам поведения, да и к моральной чистоплотности.
Ложь из уст премьера стала обычным явлением. Какое-то время Джонсону это прощалось, поскольку именно он привел свою партию к сокрушительной победе на выборах 2019 г. и к осуществлению Брекзита, к которому так стремилась значительная часть депутатов-тори и рядовых консерваторов. Но постепенно стиль поведения премьера и установленная им практика правления стали вызывать растущее отторжение у британцев, что сказалось и на падении рейтингов партии, и на ее неудачах на местных выборах в мае и на двух довыборах в Палату общин в июне.
Потеря Джонсоном популярности и авторитета среди избирателей в последние месяцы привела к расколу в рядах правящей фракции. Все больше депутатов стали призывать премьера к отставке. 6 июня было инициировано голосование по доверию лидеру партии среди депутатов-тори, и 41% выступили против него.
История с Крисом Пинчером, которого, по данным британских СМИ, премьер в разговоре с коллегами по кабинету как-то цинично назвал «Пинчером не только по фамилии, но и по природе», переполнила чашу терпения. Через несколько минут после очередного извинения Джонсона в отставку подали старшие члены кабинета: министр финансов Риши Сунак и глава минздрава Саджид Джавид. В своих письмах они ссылались главным образом на этические мотивы.
В среду во время заседания Палаты общин Джавид резко критиковал недобросовестность Джонсона и его ошибки. В ходе заседания не только оппозиция, но и многие депутаты-тори призывали премьера к отставке. Однако Джонсон сказал, что он уйдет, только если правительство не сможет больше функционировать или он не сможет помогать Украине, и добавил: «Задача премьер-министра в трудных обстоятельствах — продолжать работать, и именно это я собираюсь делать».
После этого ускорилась лавина правительственных отставок, начавшаяся накануне. К концу вечера среды более 40 младших министров и их парламентских помощников покинули свои посты. А вечером была предпринята попытка бунта внутри кабинета. Несколько старших министров, включая только назначенного министра финансов Надхима Захави, пришли на Даунинг-стрит, 10, чтобы убедить Джонсона в необходимости отставки. Тот решил цепляться за власть до конца и отказался.
Однако утром последовали новые отставки в правительстве и новые призывы к Джонсону смириться с неизбежным. Видимо, поняв, что в таких обстоятельствах он просто не сможет сформировать полноценное правительство, Джонсон согласился уйти с поста лидера партии, оставаясь премьером до конца лета, когда будет избран новый лидер.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co