Posted 6 июля 2022, 08:47
Published 6 июля 2022, 08:47
Modified 1 февраля, 18:46
Updated 1 февраля, 18:46
Ничто так не мотивирует отправиться в путешествие по родной стране, как пандемия ковида и санкции, закрывшие для россиян большинство государств. Теперь все больше людей открывают для себя не только новые географические локации, но и новые форматы отдыха: походы, туры на байдарках и сап-лагеря.
Корреспондент «Росбалта» провела неделю без интернета и новостей в горах Кабардино-Балкарии и обнаружила, что отпуск в палатке вполне может быть полноценным отдыхом. Если, конечно, вы фанат гор и активного треккинга.
Мы давно мечтали устроить себе настоящий поход, но не знали, с чего начать. Особенно не хотелось закупаться дорогостоящим снаряжением: палатки, спальники, рюкзаки, карематы и вот это все. Кроме того, не находилось компании, которая бы так же сильно горела походной романтикой.
Так мы и приобрели коммерческий тур на семь дней в палатках в альплагере в горах Кабардино-Балкарии. Спортивная база организуют радиальные походы — это означало, что нам не придется каждый день возиться со складыванием и раскладыванием палатки и засыпать на новом месте. Хороший вариант для тех, кто только приобщается к треккингу.
25 тыс. рублей на человека включали в себя питание, аренду палатки и теплых спальников. Была опция жить в гостинице, но мы ее отмели, так как хотелось по-настоящему выйти из зоны комфорта. В общем, закупившись в спортивном магазине ветровками, дождевиками, флисками и треккинговыми кроссовками (список необходимых вещей дает инструктор), мы прилетели в Минводы.
К слову, в самих Минводах делать нечего. По сути, это хаб, из которого нужно скорее ехать в Кисловодск, Пятигорск или куда-то в горы. Здесь нашу разношерстную группу из восемнадцати человек встретила инструктор Ляля, мы погрузились в автобус и часов пять ехали в Безенгийское ущелье.
Совет девушкам: в коротких шортах и минималистичных топах щеголять не стоит. Несмотря на то, что республика считается светской, чуть ли не в каждом придорожном кафе есть комната для намаза, а в уборной — кувшинчики с водой для омовения перед молитвой.
Самое главное преимущество альплагеря в Безенгийском ущелье — невероятная локация, которая будет ошеломлять нас каждое утро следующей недели. Это живописные горы, вид которых меняется ежечасно. Только что ты любовался снежными вершинами, подсвеченными солнцем, а теперь вокруг тебя зеленоватые скалы, утопающие в тумане. Альплагерь, построенный в 1959 году, располагается на высоте 2100 метров над уровнем моря и это тот самый не открыточный ракурс, который вряд ли можно найти на снимках знакомых. Сюда добирается далеко не каждый турист.
Как заверила нас инструктор, альплагерь считается одним из самых комфортных на всем Кавказе. Здесь есть душ с горячей водой, туалеты, магазины с продуктами, походным инвентарем, альпинистским снаряжением и даже детский сад для тех, кто не смог оставить маленького ребенка дома. А еще есть сушильная комната на случай проливных ливней — мы под такой попали целых два раза, так как погода в горах меняется внезапно.
Из телефонной связи — только «Мегафон», однако у меня он не поймал связьни разу. Случаются проблески Wi-Fi — но такие внезапные и короткие, что вы за эту неделю научитесь задавать вопросы не гуглу, а людям. А новости — что ж, это ли не шанс выйти из матрицы и оставить планету покрутиться без вас?..
Для тех, кто выбрал проживание в гостинице, есть столовая и кафе, где по вечерам распевают песни под гитару и учат вязать альпинистские узлы. Мы же там в течение недели отведали только балкарских хычинов — это вкуснейшие блинчики с говядиной или сыром и зеленью.
Впрочем, у нас было свое меню из блюд, приготовленных на газовой горелке — ведь костры в Кабардино-Балкарском высокогорном заповеднике жечь запрещено. Честно, мы не ждали ничего феерического от палаточного питания, однако были приятно удивлены — тушенка, конечно, тоже имелась, но была и пшенка с абрикосами, кешью и кокосовой стружкой, макароны в томатном соусе с сыром и даже борщ с чесночным хлебом.
Обеды — более скромные, но самые вкусные, так как случались каждый раз в новом месте в разгар похода — у бурного водопада или у озера в горной долине. И к слову, после бутербродов с колбасой и козинака с травяным чаем топать в гору гораздо легче, нежели после тарелки с чем-то жирным и сытным. Так что все продумано.
В Безенгийском ущелье мы своими глазами увидели что на планете с каждым годом становится все теплее. Крупнейший на Кавказе ледник Безенги отступает все дальше от лагеря — хотя и сейчас тянется на 13-20 км. Это мы наблюдали, когда отправились в 20-километровый поход к Безенгийской стене к озеру Баранкош.
Опыт невероятный: шагать в июне по по таящему снегу, разглядывать ледяные слоистые водопады и глубокие трещины — вниз ледник уходит на 180 метров в глубину. Кстати, после объяснений инструктора мы научились заправски отличать бутылочный лед от глетчерного, а фирн — от наста. На одном из участков тропы на нас надели альпинистские каски — в голову в любой момент мог прилететь неприятный камушек.
В другой стороне от лагеря расположен ледник Мижирги — идти в гору и обратно пришлось чуть меньше — 14 км. Во время таких долгих прогулок очень кстати вооружиться треккинговыми палками — они снижают нагрузку на колени. Мы вот ими пренебрегли и кое-кто потянул связку.
А еще именно в походе начинаешь понимать, как плохо география учится в школьных стенах, и как впечатываются в память новые слова, когда они окружают тебя со всех сторон. Это вот черек — река, которая берет начало в леднике. А это — терек, родниковая река. Палатку под кулуаром не ставь, если хочешь проснуться, ведь кулуар — это ложбина в горе, по которой могут внезапно сойти камни. Не забудь, что шагаешь ты по морене — это длинный травяной холм из ледниковых отложений, покрытый краснокнижными рододендронами, незабудками и колокольчиками.
В программу нашего тура вошли уроки скалолазания — поучить тут есть кому, ведь в альплагере регулярно проводятся учебные смены и соревнования по альпинизму. Локация выбрана идеально: в Безенгийском ущелье целых пять пятитысячников, которые манят альпинистов со всей страны. Это вершины стены Бокового хребта: Дыхтау (5205 м.), Коштантау (5152 м.), Мижирги (5019 м.), пик Пушкина (5100 м.) и вершины Безенгийской стены Главного Кавказского Хребта: Шхара (5203 м.) и Джангитау (5085 м.).
Итак, на начинающих скалолазов надели страховочную систему и предложили забраться по веревке на 50 метров вверх по скале. На выбор три маршрута — от самого легкого по скале со множеством выпуклостей и трещин до более сложного. Каждого человека страховал инструктор — а затем долго показывал альпинистские карабины и учил вязать узлы «восьмерка» и «грейпвайн».
В небе Безенгийского ущелья парят орлы и сипы, а в горах можно встретить кавказского медведя, лису и даже рысь. Но это довольно редкие персонажи, а вот туров мы встречали регулярно. Видимо, для того, чтобы понять, с кого рисовали фавнов и сатиров.
Это горные козлы с мохнатой бурой шерстью и толстенными мощными рогами. Они пасутся на горных склонах, ищут соль, по которой буквально сходят с ума, и часто дерутся друг с другом за «альфа-место» в стаде. Тогда по всей долине стоит эффектный треск рогов.
Еще здесь много барашков: огромную отару мы встретили по пути в село главного балкарского поэта Кязима Мечиева. Правда, перед этим пришлось долго общаться с пограничниками, которые тщательно проверили наши паспорта и пропуска. Вероятно, чтобы убедиться, что мы не намереваемся тихой сапой прокрасться в Грузию, которая тут всего в пяти километрах.
Да, если спуститься на автобусе еще ниже, можно полюбоваться одним из самых глубоких карстовых озер мира — глубина Черек-Кель 279 метров. Правда, территория вокруг него не слишком располагает к вдумчивым прогулкам, так как представляет собой лишь длинный рынок, где можно долго выбирать балкарскую халву с пахлавой и носки из пуха горной козы — что тоже в своем роде неплохо.
Еще ниже расположены термальные источники Аушигер: температура воды с кальцием, калием, натрием и бромом достигает 50 градусов, выходя из глубины 4000 метров. Как вы поняли, именно здесь следует завершать свой высокогорный отпуск и греться после зябких ночей в палатке.
Анжела Новосельцева