Специально для тех, кто сейчас пытается радостно убаюкать людей — мол, ничего, потерпите несколько лет, а потом у нас появятся или свои, или китайские грузовики, поезда и станки: даже если этот крайне сомнительный прогноз реализуется, то все равно получится ситуация, когда людей и экономику заставят два раз заплатить за одно и то же, причем из сильно сократившихся средств.
Скажем, у тебя строительный бизнес и ты пользуешься японской или американской техникой. И вот через три года у тебя получится купить новый российско-китайский экскаватор. Но раньше ты уже купил три японских экскаватора — вот они ржавеют в углу двора, брошенные из-за отсутствия запчастей, ты уже заплатил за них, был доволен, а теперь тебя вынуждают платить еще раз, причем за товар хуже по качеству и дороже по цене.
Ты автоперевозчик, ты купил дюжину подержанных грузовиков «Вольво» и теперь, наблюдая, как они поочередно выходят из строя, вынужден тратить дополнительные деньги на тот автохлам, на который раньше и не посмотрел бы.
У авиакомпании стоят на приколе три десятка самолетов, но приходится покупать еще.
На производстве приходится демонтировать из-за невозможности обслуживания прекрасно себя зарекомендовавшую итальянскую линию, чтобы заместить ее купленным китайским хламом — просто потому, что на лучшее не хватит, все средства были уже потрачены на итальянцев.
И так практически в каждой выпадающей из-за санкций сфере: даже если найдешь что-то подходящее, тебе придется платить за это второй раз. И перекладывать эти расходы на потребителей или на госбюджет.
В целом по стране здесь получается огромный, сравнимый с замороженными валютными активами, объем расходов. Причем абсолютно бессмысленный, потому что придется покупать качеством хуже, ценой дороже и заменяя прекрасно раньше работавшие активы.
И это при том, что в огромной стране нашлось бы гораздо лучшее применение для потраченных на все это десятков и сотен миллиардов долларов.
Это может стать той самой крышкой гроба, причем купленной за свой счет.
Андрей Никулин, преподаватель философии