Как только в Узбекистане был обнародован проект новой конституции, предложенной к всенародному обсуждению, стало ясно — жди неприятностей в Каракалпакии. Собственно, не потому что, переработанный проект Основного закона до безобразия менял отношения между Узбекистаном и входящей в него республикой, или сильно ущемлял права последней. А потому, что попытки поджога «бикфордова шнура» в Центральной Азии, включая Каракалпакию, уже были, но провалились, а изменение конституции — хороший повод для организации массовых беспорядков, ранее подавленных силой в государствах ЦА: самые свежие примеры — Казахстан и Таджикистан, бесконечные вооруженные инциденты на киргизо-таджикской границе.
Президент Узбекистана не прибег к помощи России для наведения порядка в столице Каракалпакии — Нукусе, хотя место там имели совсем не безобидные попытки штурма административных зданий. Он просто сел в самолет, отправился к «мятежникам» и заявил, что коли народ столь болезненно реагирует на изменение пяти, из множества других, статей конституции, они останутся в прежнем виде. Вряд ли глава какой-либо страны просто бы взял и согласился с населением без какого-либо ложного радения за свои амбиции и «авторитет».
«Просто», конечно, надо взять в кавычки, поскольку поступок Мирзиеева — из ряда вон выходящий. Но и это не помогло разрядить обстановку, хотя в Нукусе он говорил о необходимости сохранения дружбы и братства между народами; что, принимая во внимание уникальные этнические, культурные особенности, национальные традиции и ценности, «нормы о правовом статусе Республики Каракалпакстан останутся без изменений».
Вместе с тем он подчеркнул, что в отдельных местах встречаются случаи недопонимания в толковании важности принятия новой редакции конституции, и дело доходит до попыток незаконного захвата зданий местных органов государственной власти, что недопустимо, и строгие меры в отношении лиц, пытающихся нарушить мир, спокойствие и общественную безопасность, будут приняты.
Он также растолковал, что после всенародного обсуждения проект конституции будет совершенствоваться с учетом «мнений и размышлений, высказанных гражданами», и только тогда его вынесут на референдум. Но и это не убедило митингующих: беспорядки продолжаются.
По информации Мирзиеева, есть жертвы среди мирного населения и сотрудников правоохранительных органов. Он также сообщил, что несколько групп пытались захватить здания городского управления внутренних дел и управления национальной гвардии в Нукусе, чтобы завладеть оружием: «Эти люди напали на сотрудников правоохранительных органов, жестоко избив их и нанеся тяжелые травмы».
В Каракалпакии указом президента Узбекистана с 3 июля введено чрезвычайное положение сроком на месяц; действует комендантский час — с 21:00 до 7:00. Главой комендатуры назначен командующий Национальной гвардией.
О том, какие претензии в Каракалпакии предъявляют к проекту новой редакции Основного закона, статьи которого в целом обеспечивают (во всяком случае — на бумаге) беспрецедентно высокий уровень свобод во всех сферах жизни и обязательств, взятых на себя государством, в том числе, в отношении Каракалпакии. Сепаратистские настроения здесь имели место и прежде, однако при предшественнике нынешнего президента — ныне покойном Исламе Каримове, их разгул был немыслим: уж больно опасно это было. И вот теперь «испытание на прочность» устроили Мирзиееву, давшему населению, после жесткого авторитарного правления Каримова, свободно вздохнуть.
Наибольший протест вызвали поправки, в которых не фигурирует в отношении Каракалпакии слово «суверенная»; также убрано упоминание о праве республики на выход из состава Узбекистана. Здесь стоит обратиться к новейшей истории: в 1993 году между Ташкентом и Нукусом был подписан межгосударственный договор сроком на 20 лет о вхождении Каракалпакии в состав Узбекистана на правах «суверенной республики в составе суверенной республики».
Срок договора истек в 2013 году, то есть еще при Каримове, и был автоматически пролонгирован. Стоило ли нарушать это статус-кво, что априори вызвало бы массовые волнения в Каракалпакии? Ведь, по определению, любое изменение статуса национально-территориального образования всегда воспринимается крайне болезненно. А также и потому, что в Каракалпакии, и об этом прекрасно знали в Ташкенте, стало шириться движение, которое можно назвать «национально-освободительным».
Не далее чем год назад оно показало на что способно — в райцентре Ходжейли «мирная демонстрация» переросла в столкновения с сотрудниками МВД и Национальной гвардии. Одна из причин — решение узбекского руководства о безотлагательном переходе письменности каракалпаков на латиницу: активисты в Каракалпакии сочли это попыткой Ташкента «давления на язык и культуру суверенной республики» и ее «максимального отдаления от российской культуры», хотя оснований для таких подозрений не существует, и они явно носят спекулятивный характер.
Хотя бы потому («Росбалт» уже писал об этом), что русский язык в Узбекистане, не в пример некоторым другим государствам постсоветского пространства, изгоем не стал. Напротив, Узбекистан пока можно считать самой продвинутой страной Центральной Азии в плане национальной толерантности. Государственный язык здесь узбекский, вторым по значимости считается русский, не имеющий официального статуса, но им владеет значительная часть населения. А на территории Каракалпакии официальным является и каракалпакский язык.
В Узбекистане, помимо национальных школ, функционируют 848 русских, 417 — казахских, 377 — каракалпакских, множество таджикских, киргизских, туркменских. Обучение в вузах тоже ведется на этих языках. В республике действуют более десяти филиалов российских вузов, и их количество будет расти. Так что об ущемлении каракалпакского, русского или иного языка говорить не приходится.
Это наводит на мысль, что проблема создана искусственно, то есть, скорее всего, подкинута извне. Как и раскрутка вопроса «полного суверенитета» Каракалпакии, даже если она имеет право, хоть и спорное, отчаливания от метрополии без согласия последней. В случае с постсоветскими территориями такого прецедента с международным признанием, то есть на уровне ООН, еще не было и вряд ли будет. Зато кровопролития на почве борьбы за независимость — море.
Вероятно, именно в нем, для расшатывания успешного Узбекистана и в целом Центральной Азии, определенные внешние игроки пытаются попробовать свои силы; перевести Мирзиеева на «ручной» режим управления или вовсе от него избавиться. А как минимум — создать еще одну «горячую точку» на территории постсоветского пространства, да еще в таком стратегически важном и взрывоопасном регионе как Центральная Азия.
Если бы не проект изменений в конституции, повод для обострения обстановки в республике, ослабления ее безопасности и суверенитета, все равно бы нашелся. Надо думать, власти Узбекистана это прекрасно осознают, и изменениями в конституции они пытались предотвратить угрозу расползания сепаратизма через усиление интеграционных процессов с Каракалпакией. Но, вероятно, для этого должен был быть избран другой путь. Впрочем, раз Узбекистан кем-то «взят на мушку», беспорядков все равно не избежать.
И ведь нельзя сказать, что метрополия не старается поддержать Каракалпакию как в социально-экономическом отношении, так и в плане создания привлекательной бизнес-среды. Но поскольку соответствующие старания начисляются в «плюсы» Ташкенту, это не может быть хорошо для местных «элит», желающих пользоваться безраздельной властью, так сказать, междусобойчиком в распределении доходов края, не обделенного углеводородными и иными сырьевыми ресурсами.
Что примечательно: считалось, каракалпакские «элиты» поддерживали изменения в конституции, в том числе касающиеся их республики. Поэтому недоумение Мирзиеева понятно. В Нукусе, выступая в парламенте, он сказал: «Я же всегда открыт. Почему вы не позвонили мне и не сказали, что люди недовольны и так далее? Я же тоже человек. Мне тоже важен завтрашний день Каракалпакстана, мир Каракалпакстана».
Значит, место имеет и внутренняя провокация, хотя странно, что об этом не додумались или не захотели додуматься в Ташкенте, не подстраховались к ситуации, которую легко было просчитать, однако вряд ли предотвратить полностью.
Так кто реально атаковал Узбекистан через «республику в республике?» И почему незадолго до событий в Нукусе ряд иностранных СМИ настойчиво трубили о праве Каракалпакии на самоопределение.
Eurasia Today приводит мнение эксперта по Центральной Азии востоковеда Александра Князева, в соответствии с которым «дестабилизация в той или иной форме в той или иной точке Центральной Азии стоит на повестке американской региональной политики. Бадахшан это будет, юг Казахстана, Ферганская долина или Каракалпакия и др. — это уже детали».
И далее: «Рука старых мировых военно-политических интриганов чувствуется еще и в том, что, во-первых, подконтрольные фонду Сороса СМИ в один голос запестрели статьями о праве каракалпаков на самоопределение».
К этому эксперт добавляет, что еще до того, как официальные СМИ сообщили о ситуации в Нукусе, в Казахстане по мессенджерам пошла «гулять» рассылка видеоролика, в котором некий «мудрец» рассказывает о том, что нет такой нации как каракалпаки. Что это один из казахских родов. То есть место имеет «ненавязчивое подстрекательство», дескать, казахи должны встать на сторону своих единородцев и защитить их: «Налицо явная попытка вбить клин между казахами и узбеками».
Князев также провел параллели между событиями в Нукусе и недавними протестами в таджикском Бадахшане. По его словам, ситуация в Каракалпакии принципиально отличается от внешне схожей в ГБАО Таджикистана. Бадахшанцам, сказал он, даже не снилось то количество инвестиций, которые Ташкент в последние годы вкладывает в развитие Каракалпакии: «Если в Бадахшане протесты населения имели до последнего времени сугубо внутренние причины, то митинги в Нукусе однозначно инспирированы извне, на это десятилетиями работают в США, Европе, Турции, подключив в последние годы и пантюркистов из Казахстана. В Нукусе прослеживается попытка классического „цветного“ переворота».
Как тут не вспомнить президента Белоруссии Александра Лукашенко, который на последнем саммите ОДКБ заявил, что следующей страной, где может повториться казахстанская ситуация, станет Узбекистан. Как в воду глядел. Ну а по факту событий в Нукусе он заговорил о «схватке» за доминирование в Центральной Азии между США с Евросоюзом и Китаем.
Что же произошло в Каракалпакии, задался вопросом Лукашенко. «Каракалпакская Республика, около половины Узбекистана, якобы там что-то в конституции не так отразили (у них конституционный референдум будет), и она поднялась. Нет! Узбекистан начали качать. И сегодня уже начинают заявлять, что там иностранцы приложили свою руку».
Словом, Центральную Азию, и без того взрывоопасную, поджигают со всех сторон — и изнутри, и извне. Особенно «приятно», вероятно, это сделать в Узбекистане, до сих пор — самой стабильной, многообещающей и быстро развивающейся стране региона. Сумеет ли Мирзиеев — неординарный правитель центрально-азиатского государства — вернуть ситуацию в мирное русло, главное, удержать ее в нем и построить, как обещал, «Новый Узбекистан» и «Новый Каракалпакстан»?
Ирина Джорбенадзе