Posted 29 июня 2022, 09:14
Published 29 июня 2022, 09:14
Modified 1 февраля, 18:42
Updated 1 февраля, 18:42
Чрезмерное упрощение политики подталкивает нас к расцвету охлократии. Союз низменных чувств и потребностей, помноженный на перенесенную из жизни агрессию, создает гремучую смесь для роста «народного запроса», удовлетворить который будет крайне сложно. При том что никакой «культурной революции» не объявлено, новоиспеченные хунвейбины уже начинают в предвкушении большой охоты покусывать бюрократию.
В такой ситуации принимать все новые и новые «драконовские законы» становится небезопасно, так как уже не очень понятно, против кого они направлены. Старые реципиенты точечных репрессий почти покинули страну, а раз свято место пусто не бывает, его рискуют занять вчерашние попутчики власти и просто зазевавшиеся.
От поисков «врагов народа» очень легко перейти к поиску вредителей и саботажников. Когда слово «предатель» становится не просто нарицательным, а поводом для передела каких-то кормовых ниш, его начинают использовать как инструмент политического рейдерства. Причем постоянно находятся те, кто радикализирует повестку просто потому, что в конкуренции остро растет потребность в эскалации. Не будешь в авангарде — сожрут.
К сожалению, весь этот праздник жизни плохо помогает подорванному санкциями государству вести борьбу за выживание. Скорее наоборот, мобилизация сил требует ресурсов, а те в свою очередь — их воспроизводства.
Толпа же не хочет думать о сложном, а требует волшебного решения всех своих запросов. Нужен дядька Черномор, нужны орлы Манве, нужна золотая антилопа. Мир сказочного нетерпим к реальности, и здесь же копится гнев, справиться с которым может быть очень непростой задачей. Поэтому сдерживающие законы сегодня кажутся устаревшим инструментом, так как по старой памяти направлены против тех, кого уже не осталось.
Илья Гращенков, политолог