Турция, с одной стороны, и Финляндия и Швеция, с другой, достигли компромисса. Турция снимает возражения по поводу вступления двух стран в НАТО, а те, в свою очередь, заявили, что «не будут оказывать поддержку YPG/PYD и организации, известной как FETÖ в Турции» (то есть курдам в Сирии и противникам Эрдогана в исламистском сообществе Турции), и согласились снять эмбарго на поставки оружия в Турцию, введенное в ответ на операцию Анкары в Сирии в 2019 году.
Трехсторонний меморандум — документ сложный, дипломатически выверенный, не обязывающий Финляндию и Швецию выдавать Турции конкретных курдских активистов, что вызвало бы протесты среди как правозащитников, так и немалой части политического класса. Но в любом случае это максимум, чего мог добиться Эрдоган и на что могли пойти Финляндия и Швеция.
Конечно, остается еще голосование в турецком парламенте (как и во всех парламентах государств — членов НАТО) по ратификации соглашения о приеме Финляндии и Швеции — и перед ним Турция может потребовать конкретных шагов по экстрадиции. Так что игра может продолжиться, но повернуть назад будет очень сложно.
О позиции Турции в последние годы говорят много — о том, как Эрдоган маневрирует между разными мировыми центрами влияния, стремясь превратить Турцию в такой центр. Но при этом он никогда всерьез не ставил под сомнение атлантическую идентичность Турции и союзнические отношения с США. В сфере международных отношений важны точные определения: Турция — именно союзник США (а в случае с Россией ее можно назвать партнером, что является совершенно иным качеством).
Похоже, что именно негласное посредничество США сыграло ключевую роль в выработке компромисса, как это было, например, в случае с договоренностями между Грецией и Северной Македонией, которые позволили последней вступить в НАТО, сменив название — добавив к Македонии прилагательное Северная.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co