Posted 28 июня 2022, 18:59
Published 28 июня 2022, 18:59
Modified 30 ноября, 07:07
Updated 30 ноября, 07:07
Судя по визиту министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Азербайджан, Москва и Баку окончательно сблизили свои позиции по карабахскому урегулированию, причем с серьезными для РФ «бонусами». Во-первых, переговоры по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, по информации Лаврова, состоятся в Москве. «Мы сейчас выбираем дату, которая будет удобна обеим сторонам», — сказал он. Таким образом, Россия сумела «задвинуть» Брюссель и, так сказать, «консультативную помощь» договаривающимся сторонам оказывать будет именно она.
Во-вторых, в Баку было подтверждено, что хоть он, по выражению президента Азербайджана Ильхама Алиева, «не прячется за деревом» и открыто поддерживает территориальную целостность Украины, на отношения с Россией это не влияет. Сам же Лавров на совместной пресс-конференции с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым в Баку заявил: «Мы ценим взвешенное и ответственное отношение руководства Азербайджана к военной спецоперации в Украине».
Он также сообщил о заинтересованности экономических операторов России в постконфликтном восстановлении азербайджанских территорий; отметил, что товарооборот между РФ и АР в 2021 году достиг рекордного уровня — $3,5 млрд.
Алиев принял Лаврова и, судя по официальной информации, весьма обнадежил его в контексте текущего и будущего сотрудничества между Москвой и Баку. Он упомянул о том, что в начале этого года (кстати, в аккурат к украинским событиям), Россия и Азербайджан подписали Декларацию о союзническом взаимодействии, являющуюся «основополагающим документом для будущего развития наших отношений». В рамках имплементации его положений, подчеркнул Алиев, «уже многое сделано».
Президент «выразил удовлетворение» развитием политических отношений между двумя странами, «постоянным диалогом на высшем уровне», торгово-экономическим взаимодействием, сотрудничеством в областях транспорта, энергетики и т. д., сказав, что «легче назвать те сферы, где у нас нет тесного взаимодействия».
Разумеется, речь шла и об армяно-азербайджанском урегулировании и «установлении долгосрочного мира в регионе». А вот с этим — хуже: предложения Баку по началу работы над мирным договором, информировал Алиев, остаются без ответа так же, как имплементация ноябрьской декларации 2020 года, предусматривающей открытие коммуникаций и беспрепятственное сообщение Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой. Азербайджан, по его словам, рассчитывает на «активные усилия Российской Федерации в установлении прочного мира на Кавказе».
И, что самое главное, стороны, наконец, должны договориться по разделу границы. Трехсторонняя комиссия по решению соответствующего вопроса существует, и Москва считает, что переговоры должны проходить именно под ее эгидой, поскольку в Генштабе ВС РФ хранятся «самые точные карты» рубежей советского периода между Азербайджаном и Арменией.
Алиев ранее обозначил свою позицию так: «При определении границ необходимо учитывать историю, а также использовать карты, относящиеся к периоду после советизации Южного Кавказа». А посему, «мы используем все карты, начиная с 1918 года и даже более раннего периода, вплоть до карт периода распада Советского Союза». Таким образом, он дал понять, что Азербайджан не намерен вести переговоры по разделу границы только на основе советских карт. Армения же с такой постановкой вопроса не согласна.
Как видно, в этом вопросе Москва — на стороне Азербайджана: она не намерена уступать надзор над разделом границы Брюсселю, который, казалось, в одно время сумел «переиграть» Россию. Но, как было сказано выше, Лавров подтвердил, что встреча рабочей группы по границе состоится в Москве. На совместной пресс-конференции с Байрамовым он отметил, что вопрос этот обсужден и с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
А что же собственно Армения, как восприняли в ней итоги визита Лаврова в Баку, который, кстати, сделал весьма «крамольное», для Еревана и Запада, заявление, в соответствии с которым Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию прекратила свою деятельность — по вине ее американского и французского сопредседателей.
Начнем с прессы, хорошо отражающей настроения не только в массах, но и в верхах. Как пишет LRAGIR, из озвученных в Баку заявлений следует, во-первых, что «Лавров обязался от имени Армении ускорить делимитацию и работу трехсторонней комиссии по деблокаде коммуникаций». Во-вторых, российским министром было сказано, что Минская группа прекратила работу по инициативе США и Франции, хотя буквально накануне замгоссекретаря США заявила, что Вашингтон готов работать с Россией в Минской группе. Россия, однако, отклонила это предложение.
Затем Россия была «уличена» в надежде «узаконить» через Минскую группу «развязанную против Армении войну», разделить поровну поствоенное урегулирование, но «Вашингтон и Париж не согласились и отказались признать документ 9 ноября урегулированием».
Армянские СМИ также публикуют «ответ Лаврову» министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна, обвинившего Азербайджан в невыполнении договоренностей трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. «Азербайджан, — сказал он, — нарушая не только свои обязательства по трехсторонней декларации, но и нормы международного гуманитарного права, продолжает незаконно удерживать армянских военнопленных, гражданских лиц, используя их в качестве заложников, занимаясь торговлей людьми. Это требование к Азербайджану предъявляет не только Армения, но и весь цивилизованный мир».
Более того, Азербайджан, по его словам, отрицает один из основных протоколов трехстороннего заявления, утверждая, что Нагорного Карабаха нет, соответственно и проблемы такой не существует. Между тем, утверждает министр, президент Азербайджана своей подписью на трехстороннем заявлении подтвердил существование субъекта Нагорный Карабах.
Припомнили Баку и инцидент 24 марта текущего года, когда Вооруженные силы Азербайджана «вторглись в зону ответственности российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе и до сих пор остаются там».
Что касается разблокирования региональных транспортных коммуникаций, то «Процесс завершился бы гораздо быстрее, если бы не постоянные безосновательные заявления властей Азербайджана об экстерриториальном коридоре, не имеющие никакого отношения к договоренностям, достигнутым в присутствии ряда международных партнеров».
Как видим, настроение в Ереване — хуже некуда, и если представителей комиссии по разделу границы Москва все же сумеет затащить к себе на переговоры, большого успеха они иметь не будут. Причем не столько из-за официальной позиции Еревана, сколько из-за фона, на котором они пройдут. А он таков: внутриполитическая обстановка в РА крайне обострена, в стране проходят массовые акции протеста с требованием отставки Пашиняна, поскольку он «не может обеспечить безопасность Армении и Арцаха» (Карабаха).
Акции возобновились в республике 18 апреля. По словам одного из лидеров «Движения сопротивления», вице-спикера парламента Ишхана Сагателяна, идет работа по расширению движения — созданы координационные группы в областях, с охватом Карабаха, где «мы будем работать с нашими братьями и сестрами»; также «ведется работа в диаспоре».
Почему указанная выше дата, открывшая третью, после завершения карабахской войны, серьезную волну протестов, стала для оппозиции «сакральной»? Да потому, что весной премьер обмолвился о том, что мировое сообщество требует снизить планку требований по статусу Нагорного Карабаха, в противном случае оно не сможет помочь армянской стороне. Прекрасный повод обвинить Пашиняна в «сдаче Арцаха» и попробовать сместить премьера.
Вот и пробуксовывает выполнение всех тех договоренностей, о которых говорит Баку, и которому «мира на бумаге», нарушаемого, кстати, периодическими обстрелами азербайджанских территорий армянами (последние, напротив, обвиняют в таких действиях противника), мало. И это понятно.
С другой стороны, факт подписания мирного договора еще не означает факта его выполнения, если стороны по-разному, несмотря на «бумажки», скрепленные подписями первых лиц, видят будущее регионе в разном свете. И тут очень многое будет зависеть от России, которая фактически остановила вторую карабахскую войну и может продолжить соответствующую практику, но не исключено, что силой, чего не может, да и не хочет делать Запад. Но до того ли сейчас России, стоящей перед огромными геополитическими угрозами?
Однако, как видно, армяно-азербайджанский конфликт ею не забыт, о чем свидетельствует визит Лаврова в Баку, договоренность с обеими сторонами о проведении переговоров на московской, а не брюссельской площадке (скорее, принуждение к этому Армении), которая ни в политическом спектре, ни «в народе» не хочет слышать ни о каких транспортных коридорах с участием Азербайджана, воспринимая такие колеи, в частности Зангезурскую, как очередное капитулянтство «армянства» перед Баку. Кстати, с требованием «немедленного открытия Зангезурского коридора выступил накануне в Баку глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.
Говоря об участии России в переговорном процессе и его хотя бы частичном «уводе» от Брюсселя. Что ж, Азербайджану должно быть все равно, кто станет «медиатором» полноценного урегулирования, лишь бы оно свершилось. Но без России это будет сложно — о ее «силовой компоненте» было сказано выше. К этому добавим то, что она располагает различными картами для делимитации — демаркации границы.
Что касается разблокирования коммуникаций, и оно во многом зависит от Москвы, поскольку армянские железные дороги находятся в концессионном управление РЖД. То есть возможностей влияния на Армению (плюс ее миротворцы в Карабахе) у России больше, чем у Брюсселя.
Итак, задача Баку — при помощи России провести делимитацию границ, разблокировать коммуникации, подписать мирный договор. Удастся ли продвинуться на предстоящих переговорах по этим вопросам в Москве, хоть на йоту, сказать трудно, поскольку (и в том числе) митинговая активность в Ереване будет нарастать, а Пашиняну, даже если он согласен на выдвигаемые Азербайджаном условия, может помешать элементарный страх перед «народным гневом». С другой стороны, неизвестно — что лучше: страх перед Баку, а с ним — Москвой и Анкарой, или вряд ли «бархатное» смещение премьера с должности, которую он так упорно добивался аж революционным путем.
Ереван бы предпочел иметь дело с Минской группой ОБСЕ, которой, как констатировал Лавров, уже нет. Ничего существенного она сделать не может — разве что опять попробует заморозить проблему и отложить ее решение вполне традиционно, то есть на потом. А это, не исключено, приведет к третьей карабахской войне — далекой от Евросоюза и США, но близкой для Азербайджана, России и самой Армении, которая, вероятно, на уровне массового сознания, на повышенном эмоциональном фоне не вполне хорошо представляет ее итогов.
Между тем они очевидны: Армения третью войну гарантированно проиграет с большими жертвами, репутационными и, не исключено, территориальными потерями. Армия Азербайджана, и после войны находящаяся в не хилом состоянии, укрепляется. Более того, считает Алиев, после войны она стала «еще сильнее как с точки зрения снабжения, так и с точки зрения боеспособности», о чем он и заявил накануне на церемонии, посвященной вручению боевого знамени воинской части коммандос в Кельбаджаре.
Президент также поведал о подписании новых контрактов на поставки Азербайджану «самого современного» вооружения и военной техники. Так что, сказал он, позиции АР на границе с Арменией еще больше укрепятся. И «если в вопросе определения границ Армения снова прибегнет к своей тактике, попытается затянуть время, то в итоге сама пожалеет об этом. Мы внимательно следим за действиями реваншистских сил, которые пытаются поднять голову в Армении. Пусть знают это. На вершине этой горы написаны мои слова: „Железный кулак“ на месте, пусть никто не забывает об этом».
Вот так-то. Как известно, Алиев свои угрозы выполняет. Теперь слово — непременно не пустое и миролюбивое — за Арменией. Поскольку иной возможности самосохранения у нее уже нет.
Ирина Джорбенадзе