На днях я задумался над тем, что нынешнее время как нельзя лучше демонстрирует всю условность, пустоту и относительность привычных определений «умный/глупый» и «хороший/плохой».
Нет, эта условность была понятна и раньше. И раньше возникали вопросы типа «Как такой умный мог поверить в такую чушь?» или «Как такой хороший мог так плохо поступить?» Что совершенно не мешало основной массе людей употреблять эти прилагательные так, словно за каждым из них скрывалась некая объективная реальность, такая же, как цвет глаз или паспортный возраст.
На самом деле это не так. «Хороший» и «умный» (или «плохой» и «глупый») — скорее не про человека, а про наше отношение к нему, положительное или отрицательное. В плоскости умный/глупый мы описываем наше отношение к его интеллектуальным проявлениям, в плоскости хороший/плохой — как правило, к неким морально-этическим качествам.
Если же мы претендуем именно на то, чтобы дать человеку характеристику, имеющую некую объективную ценность, эти слова довольно бесполезны. Потому что человек легко может быть «умным» в одном и «глупым» в другом, «хорошим» по отношению к одним людям и «плохим» по отношению к другим. В каждом конкретном случае за пустым прилагательным может скрываться совершенно разный смысл, и неплохо уточнять (в том числе для самого себя), что имеется в виду.
Он достиг успехов в науке. Он очень начитанный и у него прекрасная память. Он умеет быстро находить решения нестандартных задачек. Он владеет навыками критической оценки информации. Он способен посмотреть на ситуацию со стороны.
Или: он всегда держит данное слово. Он очень любит детей. Он участвует в благотворительной деятельности. Он всегда тактичен и старается не обидеть ближнего своего.
Все это может входить в состав определения «умный» или «хороший» — а может и не входить. Человек вполне может участвовать в благотворительной деятельности, спасая бездомных котиков, быть очень тактичным, железобетонно держать слово, но при этом ненавидеть детей и тихо делать гадости окружающим. Все реально и жизненно.
Почему я об этом пишу? Да потому, что мы часто допускаем ошибку, наклеивая на человека примитивный ярлык и ожидая от него, что он будет действовать в соответствии с этим ярлыком. Если он умный — то всегда и во всем прав. Если он хороший — то всегда на стороне добра. А ведь это не так. И не потому, что он на самом деле глупый и плохой. А потому, что понятия, которыми мы пытаемся его описать, безбожно упрощают и искажают реальность.
Николай Власов, историк