Posted 27 июня 2022, 15:05

Published 27 июня 2022, 15:05

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Лукашенко зачастил к Путину: больше не с кем поговорить?

27 июня 2022, 15:05
На первый взгляд, президенты России и Белоруссии обсуждали серьезные вопросы. В реальности — только на военную тематику стоит обратить внимание.

Президенты вновь встретились, и в очередной раз — в Санкт-Петербурге. Белорусские и российские «официальные» журналисты привычно акцентировали внимание на том, что Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили на встрече «широкий круг вопросов», включая военные, экспорт калийных удобрений, строительство Союзного государства и прочее. Однако в реальности нечто новое прозвучало только по первому пункту.

Про Союз в открытой части встречи Путин сказал совсем коротко: «Конечно, в поле нашего зрения остаются вопросы, связанные со строительством Союзного государства. Здесь у нас между профильными ведомствами практически все согласовано, вопрос только в реализации намеченных целей».

Более активно обсуждались калийные удобрения (на экспорт которых Запад наложил санкции) и зерно. По словам российского президента, РФ будет готова отправлять на мировые рынки более 50 млн т зерна. Однако вопросы поставок продовольствия и удобрений сейчас решаются через ООН. Лукашенко сказал было, что половину удобрений Белоруссия производит вместе с Россией, но Путин его поправил: по некоторым видам 15%, а в торговле — 25%.

Другая важная тема — строительство белорусского порта в Бронке, под Санкт-Петербургом. Предполагается, что белорусские удобрения будут идти на экспорт именно отсюда, поскольку обычные маршруты транзита через Литву, Латвию и Украину теперь закрыты. Лукашенко, говоря про будущий порт, заметил, что там уже начинается (в небольших объемах) погрузка, а в будущем Бронка может стать «самым мощным портом» в регионе. Но и тут начальник Белоруссии привычно слукавил: мощности порта будут введены в действие в лучшем случае через год, да и РЖД пока еще не решила вопрос перевозки белорусских удобрений до Питера.

Далее — импортозамещение. Достаточно было послушать двух президентов, чтобы понять: речь идет о простом вливании российских денег в белорусскую промышленность. «Сегодня я обсуждал с руководством правительства в рамках кредитных ресурсов, о которых мы с вами говорили, с тем, чтобы создать финансовые возможности для белорусских предприятий», — сказал Путин. Он подтвердил, что часть этих ресурсов белорусские предприятия смогут использовать также для выхода со своей продукцией на рынки третьих стран.

Лукашенко же рассказал, что по импортозамещению белорусская сторона предложила 15 крупных проектов, и в России их поддержали — в плане совместного финансирования. Если все пойдет так, как запланировано, в ближайшее время белорусские предприятия начнут выпускать «импортозамещающую продукцию». Ну а Путин напомнил, что прямые инвестиции РФ в экономику Белоруссии «за предыдущие годы» (немного туманная формулировка) составили $4 млрд.

Но и тут ничего принципиально нового не прозвучало. Зато «нехватка острых ощущений» от встречи белорусского и российского лидеров была с лихвой компенсирована ее «военной» составляющей. Тут настоящей сенсацией стало сообщение о том, что устаревшие белорусские штурмовики Су-25 будут передаваться в РФ для модернизации с тем, чтобы они могли нести ядерные заряды. «Я не скрываю, я ставлю вопрос о том, чтобы мы могли быть готовы ко всему. Даже к применению самого серьезного оружия для того, чтобы защитить наше отечество от Бреста до Владивостока. Эти американские тренировки, полеты с использованием партнеров по НАТО, если тренируются, то, значит, что-то думают, а иначе, зачем тренироваться?» — негодовал Лукашенко.

Путин поддержал тему, напомнив, что в Европе у американцев хранится 200 ядерных тактических боезапасов в шести странах НАТО, а также есть 257 самолетов для их применения. После чего российский президент порадовал союзника, сказав, что Белоруссия получит ОТРК «Искандер-М». Он особо подчеркнул, что эти ракетные комплексы могут применять как баллистические, так и крылатые ракеты, причем и с обычной, и с ядерной начинкой.

Лукашенко давно — уже лет десять — публично говорил о своем желании получить от России «Искандеры». А теперь, кажется, попал в ловушку собственной жадности. Ведь после передачи этого оружия понять, чьи именно ракеты летят из Белоруссии, скажем, на ту же Украину, будет невозможно. А значит, украинские военные будут обозлены на белорусов еще больше, чем сейчас. К тому же возможность иметь ядерные заряды не повысит безопасность нынешнего белорусского руководства, а наоборот — нарисует большую жирную мишень для превентивного или ответного удара со стороны НАТО либо той же Украины.

А сразу после встречи президентов в Санкт-Петербурге по белорусским оппозиционным медиа разошлась информация о том, что Путин и Лукашенко окончательно согласовали создание объединенного воинского контингента Союзного государства. В частности, об этом сообщил славящийся своей реальной осведомленностью телеграм-канал «Минская Семибоярщина», в Беларуси, впрочем, запрещенный.

Согласно его источникам, поначалу численность этой «армии» составит 40 тыс. контрактников, из которых белорусов — 12 тыс. Личный состав будет комплектоваться из действующих подразделений спецназа ГРУ, ССО РФ и РБ. Место дислокации совместной группировки — приграничные зоны в Брестской, Гомельской и Гродненской областях Белоруссии.

По тем же данным, якобы уже назначен командный состав совместного контингента, утверждена структура центра принятия решений, распределены полномочия и зоны ответственности. Финансовое и денежно-вещевое довольствие полностью обеспечивает Россия. Однако отметим, что официально эту информацию никто не подтвердил.

В результате сейчас военные и политические аналитики всех соседних (и не только) стран гадают: что означает такое быстрое и значимое укрепление российско-белорусского военного сотрудничества? То ли Москва все-таки заставит Минск принять участие в «военной операции» на Украине, то ли это способ действовать на нервы руководству НАТО, Литве и Польше (эти две страны Лукашенко назвал главными противниками российско-белорусского военного союза). Пока остается только гадать.

Вячеслав Гордиенко

Подпишитесь