Чем настойчивее с российских верхов говорится о нарастающих социально-экономических проблемах Запада, тем серьезней оценивается положение в социально-экономической сфере в самой РФ. Проецирование своих трудностей на чужое поле и смещение акцентов с собственных проблем на изъяны оппонента всегда и во все времена было ключевым элементом противоборства в «холодной войне».
Но сегодня такой подход получил необычайно широкое развитие, а нескончаемая череда заявлений о том, как плохо у них сейчас и как в их мире станет еще хуже в дальнейшем, из традиционного инструмента психологической поддержки населения превращается уже в полноценную стратегию взаимодействия власти со страной. Доводы про обреченность Запада все больше замещают не только откровенные разъяснения о том, каких испытаний ждать россиянам, но и предложения путей их преодоления.
Конечно, ставка на то, что граждане проникнутся мыслью о неизбежном крахе американской и европейской экономик, способна дать определенный, хотя и сиюминутный результат. При резком ухудшении своих показателей жизни всегда приятнее осознавать, что кому-то приходится еще сложнее, а если речь идет о геополитическом противнике, так вдохновляющие чувства множатся вдвое.
Однако бесконечно долго втолковывать про их кризис, который все перевернет с ног на голову в их державах, в то время как наш потенциал позволит выстоять и уцелеть, вряд ли возможно. Да и быстро потеряет целесообразность, потому что такие обнадеживающие обещания едва ли сбудутся, а если все же частично и проявятся, то ситуация в своих пенатах уже не позволит в полной мере ощутить превосходство над геополитическими конкурентами.
Обстоятельства и расклады таковы, что приходит пора от обсуждения их усугубляющихся внутренних проблем переходить к честному диалогу со своей страной о том, каковы побочные эффекты политики, куда рискуем свалиться и как выживать. Такая концепция хоть и вызовет некоторый рост разочарований, зато позволит лучше подготовить граждан к тем новым и суровым реалиям, без которых, судя по всему, не обойтись, но в которые страна еще не желает верить.
Telegram-канал «Мастер пера»