Posted 16 июня 2022, 14:30
Published 16 июня 2022, 14:30
Modified 1 февраля, 18:35
Updated 1 февраля, 18:35
Теперь вот и Белоусов говорит о чересчур «крепком» рубле и называет оптимальным курс в прежние 70-80 руб. за доллар. Ранее министр экономики Решетников назвал укрепляющийся рубль вызовом для страны. Так что очевидно: группа инфляционистов, главой которой принято считать Белоусова, выступает за снижение курса. Учитывая тот характер экономики, который складывается в новых реалиях, можно ожидать ослабления рубля во второй половине 2022 года.
Низкий курс помог компаниям заполнить склады иностранной продукцией на всю осень и зиму. И хотя Белоусов считает, что причина низкой стоимости валюты в том, что Банк России не таргетирует курс рубля, поэтому он «складывается таким, каким есть», тот же Решетников более откровенен. Он считает, что источник крепкого курса рубля — слабый спрос в экономике, а это в первую очередь кредитование. Сейчас же бюджет «расходует деньги на максимуме», это «кредиты-кредиты-кредиты по всем направлениям» — ипотечные, потребительские, предприятиям.
Главное здесь то, что иностранные инвесторы не могут выйти из российских активов — продать акции, производства или недвижимость. Поэтому сейчас рубль полностью изолирован от такого важного фактора, как ожидания и настроения инвесторов. К тому же из-за ограничений валюту фактически не могут купить большинство компаний, которые имеют дело с импортом. В результате спрос на валюту на биржевом рынке оказался ниже, чем предложение экспортеров, которые сейчас обязаны продавать 80% валютной выручки. Это вызвало сильный перекос предложения и укрепление рубля.
На валютный курс влияет множество факторов — и невозможно оценить, в какой именно пропорции. Из-за этого сейчас нельзя точно прогнозировать валютный курс. Стоит регулятору ослабить ограничения, и курс может сильно просесть. А ослабление неизбежно, потому что иначе под угрозой окажется критический импорт. Множество предприятий используют в своей работе оборудование или импортные комплектующие, которые компании не могут сейчас приобрести: у большинства нет статуса импортера, который позволил бы купить валюту по выгодному курсу. Без этого статуса валюта обойдется слишком дорого.
Илья Гращенков, политолог