Posted 16 июня 2022, 09:57
Published 16 июня 2022, 09:57
Modified 30 марта, 08:18
Updated 30 марта, 08:18
Помимо проблем с собственным авторитетом внутри правящей партии и с Евросоюзом по вопросу о торговом режиме в Северной Ирландии, Борис Джонсон теперь может столкнуться с проблемой активизации регионального сепаратизма в Шотландии.
Первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен решила придать новый импульс кампании за проведение повторного референдума о независимости. В мае прошлого года она сделала этот лозунг главным на выборах в региональный парламент. В результате выборов ШНП добилась большого успеха и вместе с партией «Зеленых», также выступающей за независимость, имеет в парламенте Шотландии прочное большинство.
Во время пандемии коронавируса тема референдума, естественно, отошла на второй план. Но сейчас, когда вирус отступил, Стерджен посчитала нужным актуализировать прежние обещания. Выступая 14 июня, она заявила, что итоги прошлогоднего голосования дали ей «неоспоримый демократический мандат» двигаться в направлении повторного референдума — и что настало время говорить о независимости и затем дать шотландцам шанс сделать этот выбор.
Стерджен представила первый из серии документов, в которых ее правительство обосновывает преимущества независимости. Документ называется «Независимость в современном мире — быть богаче, счастливее, справедливее: почему не Шотландия?» В нем различные показатели Шотландии в составе Соединенного Королевства сравниваются с превосходящими показателями 10 развитых небольших государств Европы (Норвегии, Австрии, Финляндии, Дании и др.)
Документ стремится доказать, что раскрытие потенциала Шотландии сдерживается контролем из Лондона. Последующие документы должны раскрыть, как власти независимой Шотландии будут подходить к таким вопросам, как национальная валюта, налоги и бюджет, оборона, социальное обеспечение, вступление в ЕС и организация торговли с Британией.
Глава регионального правительства вновь подтвердила намерение провести референдум до конца 2023 года. Новым же стало то, что Стерджен заявила о решимости организовать референдум вне зависимости от позиции Вестминстера.
Закон о Шотландии 1998 года предусматривает исключительные полномочия британского парламента на организацию региональных референдумов, касающихся государственного устройства. При проведении референдума о независимости 2014 года эти полномочия с согласия правительства Дэвида Кэмерона были временно переданы шотландскому парламенту. Но в последние годы Борис Джонсон не раз подчеркивал, что такой референдум должен проходить не чаще одного раза в поколение.
14 июня Стерджен заявила, что ее правительство разработало юридически безопасный альтернативный путь проведения референдума. Деталей она не раскрыла, но обещала, что в ближайшие недели представит свой план. «Мы имеем дело с премьер-министром, который не уважает демократию и закон. Я должна разобраться с этой реальностью», — сказала Стерджен.
15 июня министр шотландского правительства Ангус Робертсон объявил, что оно планирует провести референдум в октябре 2023 года.
Скорее всего, «альтернативный путь», о котором сказала Стерджен, предполагает принятие шотландским парламентом собственного закона об организации референдума. Но Лондон наверняка оспорит такой закон, и вопрос будет передан на долгие разбирательства в Верховный суд. В случае отрицательного вердикта суда едва ли Стерджен решится его игнорировать, поскольку проведение нелегитимного референдума перечеркнет перспективу последующего вступления в ЕС.
Возможно, Стерджен спешит вернуть тему референдума в актуальную повестку дня, чтобы использовать резкое падение авторитета Джонсона не только в регионе, но и в стране в целом. Кроме того, сейчас за независимость Шотландии высказываются 48% жителей региона, а 52% — против. Активизация кампании за проведение референдума и за преимущества независимости может изменить это соотношение.
В любом случае можно ожидать нового обострения конфликта между Эдинбургом и Лондоном.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co