Важное выступление Путина на ПМЭФ, которое анонсировал Песков, скорее всего, будет касаться ситуации в экономике. Сам Песков уже заявил, что «ситуация нелегкая, скорее ее можно охарактеризовать как тяжелую в плане этой беспрецедентной экономической войны». Скорее всего, от победных реляций «технологического суверенитета», о котором ранее говорил Медведев (и которое как раз его правительство завалило в период с 2014 по 2020 гг.), руководству придется перейти в режим реального противостояния санкциям.
ПМЭФ — хорошая площадка для того, чтобы поговорить о реальных трудностях для бизнеса, а не только пить шампанское на яхтах в заливе. Время гламурных вечеринок уходит в прошлое, на повестке дня у бизнеса главный вопрос — валить из страны или все-таки попробовать что-то сделать в новых условиях. И пока часть политиков пугает элиты экспроприациями и возвратом в госадминсистему а’ля поздний совок, в экономическом блоке раздумывают о том, как сохранить рыночную экономику в условиях адских санкций. Понятно, что без помощи государства не обойтись, однако союз Кремля и «толстых кошельков» должен строиться таким образом, чтобы одни усилили других, а не просто поглотили по стандартным схемам отжатия жирных кусков экономики.
Еще одна важная тема — политическая. Скорее всего, Путину придется озвучить в рамках ПМЭФ то, что планировалось вынести на «Прямую линию», которая пока никак не состоится. Здесь речь пойдет как о новых территориях, так и об общих целях СВО. Понятно, что приоритетная аудитория для Путина — внешний мир: Китай, США, ЕС. Но важен также и внутренний слушатель, который сегодня оценивает происходящее, исходя из логики интересов всего государства, а не только силового блока. Вероятно, что под управление новыми территориями могут быть расширены полномочия Госсовета, который (как и ЛДНР) теперь курирует первый замглавы АП Кириенко. Очевидно, что вопрос о вхождении части этих новообразований в состав РФ стоит в повестке, и оно может произойти уже этой осенью — например, вместе с выборами в самой России, которые объявлены на 11 сентября.
Есть надежда, что контуры будущей экономической политики будут развиваться в логике «нового НЭПа», который предоставит наиболее активной части предпринимателей возможность своими силами перестроить базис страны в условиях «адских санкций». По крайней мере, в этом направлении сейчас работают правительство Мишустина и ряд политических сил. Осенью до страны дойдут первые серьезные удары от уже объявленных санкций, а значит, готовиться к основному удару стране предстоит в период осень-зима 22/23 годов.
Вероятно, именно с этими проблемами могут быть связаны и надежды на новый цикл мирных переговоров, которые разные стороны также анонсируют на конец года. Посредниками могут выступить совершенно разные силы, от Ватикана и Израиля до Китая и ООН. Необходимость переговоров фиксируется многими.