Posted 14 июня 2022, 16:38
Published 14 июня 2022, 16:38
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Депутаты Госдумы без особых возражений одобрили во вторник в первом чтении законопроект о новых наказаниях за шпионаж, госизмену и другие преступления против национальной безопасности.
В последний раз статью 275 УК РФ (Государственная измена) парламентарии правили путем ее расширения в 2012 году. Тогда изменой, наряду со шпионажем и передачей за границу сведений гостайны, стало также считаться оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности России.
Расширение статьи не привело к серьезному всплеску количества уголовных дел. Как следует из данных Судебного департамента при Верховном суде России, больше всего (15 человек) за госизмену осудили в 2014 году. Именно на этот период пришлось резкое обострение отношений между Россией и Западом из-за присоединения Крыма.
В условиях специальной военной операции на Украине, начавшейся 24 февраля, возникла новая необходимость в правке соответствующих статей Уголовного кодекса, говорят в Госдуме. «Сегодня Западом против России развернута гибридная война, включающая в себя, в том числе, неприкрытое склонение наших граждан к разного рода сотрудничеству с иностранными спецслужбами», — заявил один из авторов принятого законопроекта, глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев.
Помимо прочего, он указал на возросшую активность разнообразных зарубежных неправительственных организаций, которые, по его словам, ведут подрывную работу против нашей страны. «Все эти вызовы не могут оставаться без ответа, в том числе законодательного», — сказал Пискарев.
Законопроект еще больше расширяет действующее определение госизмены, теперь сюда будет подпадать «переход на сторону противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники, в которых участвует Россия». За переход на сторону противника предлагается лишение свободы сроком до 20 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.
Докладчик по проекту, единоросс Эрнест Валеев, пояснил депутатам, что таким образом происходит возврат к формулировкам, которые активно применялись в уголовном законодательстве СССР. «В 1997 году при принятии нового УК статья за измену была декриминализована — из нее ушла ответственность за бегство из страны, но было убрано также и наказание за переход на сторону врага, так как возникла эйфория, что враги у страны исчезли», — заметил депутат.
Формулировка о «переходе на сторону врага» использовалась в Уголовном кодексе РСФСР от 1960 года в статье «Измена Родине» (еще раньше она появилась в постановлении ЦИК СССР 8 июня 1934 года). В СССР понятие Родины было синонимично государству, так что измена ей считалось самым серьезным преступлением, за которое полагалось наказание вплоть до расстрела. К слову, госизменой считалось также бегство за границу или отказ возвратиться из-за рубежа в СССР.
Депутаты же вместо слова «враг» в советском законодательстве решили использовать более мягкое определение «противника», но это вызвало непонимание в правительстве РФ. В своем отзыве на законопроект представители кабмина указали, что этот термин, наряду с некоторыми другими, выглядит «оценочным и формально не определенным», что, по их словам, не отвечает конституционным требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правовых норм.
Тем не менее, возможные случаи перехода на сторону противника российских граждан в Госдуме решили публично не обсуждать.
Законопроектом также предлагается отправлять в тюрьму на срок до восьми лет со штрафом до одного миллиона рублей за «конфиденциальное сотрудничество» с иностранными спецслужбами или с международной либо иностранной организацией. Речь идет, в том числе, о сотрудничестве с организациями, действующими в интересах спецслужбы иностранного государства, а также международными или иностранными частными военными или разведывательными компаниями.
При этом в Госдуме пояснили, как обезопасить себя от обвинений в шпионаже — для этого необходимо заключить с иностранцами официальный контракт и не оказывать им «содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ».
Новые нормы расширяют понятие шпионажа, под который будет подпадать сбор и передача не только сведений гостайны, как сейчас, но и других данных, позволяющих их использование против российской армии, воинских формирований и органов РФ, если сотрудничество происходит в условиях вооруженного конфликта и военных действий, в которых участвует Россия.
Отдельные нормы касаются введения уголовного наказания за публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности России, а также к воспрепятствованию исполнению органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности РФ. За это будут наказывать лишением свободы на максимальный срок до семи лет со штрафом в 2,5 млн рублей. Кроме того, предлагается преследовать объявленные в России нежелательными иностранные НПО даже если они действуют из-за границы.
Некоторые депутаты обратили внимание разработчиков на слишком размытые, по их мнению, формулировки нового закона, но получили отпор. «Можете привести пример разницы между выражением своего мнения относительно действий государства и действиями против безопасности России?», — поинтересовалась, в частности депутат от «Новых людей» Ксения Горячева. В ответ Валеев сказал, что «это мнение не должно выражаться в призывах не исполнять решения органов власти по обеспечению безопасности».
Другие же депутаты интересовались, смогут ли теперь добровольцы и сотрудники российских ЧВК (чей статус до сих пор законодательно не определен) принимать участие в СВО, ведь новыми нормами предлагается усилить наказание за деяния по ст. 359 УК (Наемничество) в виде лишения свободы на срок до 15 лет. Однако им объяснили, что эта норма не будет распространяться на участников операции с российскими паспортами и выступающими на стороне РФ.
Тем не менее, у некоторых депутатов остаются вопросы к законопроекту. «И все же мне одно не понятно: открытое размещение ЗВР во вражеских странах с дальнейшей их потерей не является изменой Родине, а как тайно сотрудничаешь с иностранцами, то сразу шпион! Насколько все-таки эффективен предлагаемый закон, если подобные вещи не классифицируются?», — сказал, в частности, депутат от «Справедливой России» Андрей Кузнецов.
Елена Земскова