Первый тур парламентских выборов во Франции 12 июня не принес больших неожиданностей. После того как леворадикал Жан-Люк Меланшон в первом туре президентских выборов получил 22% голосов, а затем создал альянс, в который вошли его партия «Непокоренная Франция», социалисты, коммунисты и «Зеленые», стало ясно, что именно широкий левый блок составит главную конкуренцию макроновскому электоральному союзу «Вместе». Этот альянс, объединивший партию Макрона «Вперед, Республика!» и две другие центристские партии — MoDem и «Горизонты», получил 25,8% голосов. Левый блок, шедший на выборы под названием «Новый народный социальный и экологический союз» (NUPES), заручился поддержкой 25,7% избирателей.
Перед выборами Меланшон вел очень активную кампанию и не сходил с заголовков новостей. Он уверял своих сторонников в том, что NUPES сможет получить в Национальном собрании большинство мест, и тогда он будет добиваться поста премьер-министра, чтобы не дать президенту Макрону проводить его либерально-рыночный курс, защищающий интересы богатых. В избирательный манифест NUPES были включены такие привлекательные для простых французов пункты, как снижение пенсионного возраста с 62 до 60 лет (в противовес намерению Макрона поднять этот возраст до 65 лет), повышение минимальной зарплаты до 1400 евро, ограничение цен на основные продукты питания и энергоносители.
В отличие от Меланшона, Макрон мало участвовал в кампании, а его альянс «Вместе» проводил скорее оборонительную линию, стремясь представить левака и евроскептика Меланшона как угрозу экономической стабильности и международному авторитету Франции.
Казалось бы, результаты воскресного голосования делают шансы президента Макрона на получение устойчивого парламентского большинства и формирование правительства по своему усмотрению минимальными. Однако особенности французской мажоритарной двухтуровой избирательной системы заставляют относиться к результатам первого тура с большой осторожностью.
Показательно, что в 577 избирательных округах в воскресенье обеспечили себе места в Национальном собрании лишь четыре кандидата от NUPES и один от правящей коалиции. Для победы в первом туре необходимо получить не менее половины голосов, и это количество не должно быть меньше четверти всех зарегистрированных в округе избирателей. А поскольку явка была низкой (на национальном уровне она составила около 47%), то сразу получить депутатские мандаты удалось единицам. Для прохождения во второй тур кандидат должен получить не менее 12,5% голосов от всех зарегистрированных избирателей. Поэтому во втором туре в большинстве округов будут соперничать по два кандидата, как правило, от альянса «Вместе» и от NUPES.
Так что через неделю предстоит лобовое столкновение правящей коалиции и блока крайне левых, левоцентристов и «зеленых». Различные поллстеры предсказывают, что после второго тура альянс «Вместе» получит 255-310 мест в парламенте, а NUPES — 150-220 мест. Для получения абсолютного большинства необходимо 289 мест. Так что конечная победа Макрона не гарантирована, но возможна. А левый блок Меланшона станет в Национальном собрании основной оппозиционной силой.
Если альянс Макрона все же не дотянет до большинства, то для реализации своей социально-экономической повестки ему придется обращаться за поддержкой к депутатам консервативной партии «Республиканцы». Эта партия получила в воскресенье всего 10,4% голосов, но, как считают поллстеры, сможет рассчитывать после второго тура на 50-80 мест.
Что касается национал-популистской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен, то за нее проголосовали 18,7%. Сейчас у этой партии 8 мест в парламенте, но в конечном итоге она может расширить свое представительство до 20-45 мест и сформировать собственную фракцию.
А вот ультранационалист Эрик Земмур, которому уделялось огромное внимание в СМИ на начальном этапе президентской кампании, выбыл из числа влиятельных политических игроков. Ни он, ни другие кандидаты от его партии «Реконкиста» не прошли во второй тур парламентских выборов.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co