Текущий курс рубля по отношению к американскому доллару и евро демонстрирует потенциал структурного кризиса в российской экономике. Сразу после майских праздников планировалось, что Центробанк понизит ключевую ставку и американская валюта вернется в привычные коридоры в районе 70 рублей за доллар. Ставка понизилась, понизится она и сегодня (10 июня), а курс остается неудобным для правительства и всей экономики. Можно говорить о частичной утрате возможностей Центробанком регулировать ситуацию: что-то пошло не так и ситуация продолжает ухудшаться.
Санкции США и Евросоюза, а также активное давление на бизнес во всем мире (в том числе и в странах, которые к санкциям не присоединились), не позволяют наладить параллельный/серый импорт, а это чревато структурным кризисом для всей экономики. По сути, объявленные планы правительства забуксовали. Доля импорта в Россию последние месяцы мала — и рискует стать еще меньше. Страны Запада активно работают над тем, чтобы схемы параллельного импорта в России не заработали.
В этих условиях российский финансовый блок любыми способами хочет повысить интерес россиян к валюте, в том числе и за счет разрешения отправлять за границу до $150 тыс. в месяц на одно физлицо. Однако тут уже работает не логика российских разрешений/запрещений, а высокая вероятность того, что эти транзакции не дойдут и будут заблокированы (а возможно, и заморожены) глобальным банковским капиталом.
Таким образом, крепкий (хоть в кавычках, хоть без) рубль потенциально может оказаться серьезной ловушкой для российской экономики. В апреле текущий курс позиционировали как сущностное достижение российского руководства, а критики жаловались на невозможность покупки наличных. Сейчас ситуация иная: доллары и евро можно свободно купить в Москве или Санкт-Петербурге, однако спроса на них у населения, по понятным причинам, немного.
Экономисты предупреждают, что находящиеся на счетах россиян долларовые и евровые вклады могут быть заморожены, причем из-за решений глобального капитала. Неслучайно целый ряд российских банков уже ввел достаточно существенные комиссии за обслуживание валютных счетов.
Ситуация показывает, что Запад нащупал уязвимости в российской финансовой системе и дальнейшее укрепление рубля работает отнюдь не на планы российского государства. Крепкий рубль оказался амбивалентным фактором: привлекательным с точки зрения психологии, общественных настроений и политической пропаганды, но вредным с точки зрения экономики.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium