Posted 8 июня 2022, 16:17
Published 8 июня 2022, 16:17
Modified 1 февраля, 18:31
Updated 1 февраля, 18:31
Заседание Священного синода РПЦ показало, что в церкви есть один лидер — патриарх Кирилл — и именно он осуществляет кадровую политику. Митрополит Иларион, обязанный ему своей блестящей карьерой («министр иностранных дел» церкви в ранге постоянного члена Синода, глава общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ), в один день потерял все эти должности и отправится в Будапешт руководителем маленькой зарубежной епархии. Патриарх дал, патриарх взял.
Сложная система сдержек и противовесов, которая вынужденно существовала при патриархах Пимене и Алексии II, давно ушла в историю. Тогда она была обусловлена наличием в высшем церковном руководстве группы «никодимовцев», находившихся в непростых отношениях с обоими предстоятелями; к ней принадлежал и владыка Кирилл, тогда смоленский архипастырь.
Теперь он сам стал патриархом, «никодимовцы» более неактуальны (последний из занимавших высшие посты в церкви — не считая, конечно, Кирилла — митрополит Ювеналий недавно отправлен на покой), а новые группы создавать патриарх не позволит. Потому что сам феномен «никодимовцев» был связан в немалой степени с политикой «разделяй и властвуй», которую проводила советская власть для ослабления позиций патриарха. То есть с внешним для церкви фактором.
Лидерство патриарха имеет и оборотную сторону — он сам определяет политику церкви. Например, сейчас в украинском вопросе, где Кирилл жестко идентифицировался с российской властью и «русским миром». Соответственно, дальнейшая судьба Украинской православной церкви (УПЦ) в ближайшее время будет зависеть не от церковных, а от политических факторов по давнему принципу аугсбургского религиозного мира cujus regio, ejus religio — и на вчерашнем заседании Синода крымские епархии уже переведены из УПЦ непосредственно в РПЦ.
В свою очередь, взаимное отталкивание РПЦ и УПЦ будет стимулировать украинскую церковь к поискам канонического оформления своей независимости. Москва будет максимально этому препятствовать — она даже грузинскую автокефалию признала через четверть века после ее самопровозглашения, в 1943 году, и то по настоятельной рекомендации тогдашней власти, возглавлявшейся бывшим грузинским семинаристом (и патриарх Сергий тогда написал отдельное письмо Сталину, «имея приятный долг» сообщить ему о признании автокефалии грузин). Соответственно, рано или поздно украинские иерархи посетят Стамбул, где находится резиденция константинопольского патриарха.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co