Пленарное заседание Госдумы во вторник прошло в злободневном духе — под знаком импортозамещения и борьбы с иностранным влиянием. При этом депутаты все же довольно ясно дали понять, что не желают превращать Россию в аналог Северной Кореи, а также пока не собираются «заколачивать окно в Европу».
Напротив, все западное будет по-прежнему проникать в Россию и тут использоваться. Правда, доставлять «вражеские» товары и технологии придется обходными путями. В связи с этим депутаты легализовали так называемый параллельный импорт в сфере интеллектуальной собственности.
Замминистра экономического развития Илья Торосов, который пришел в Госдуму представлять проект соответствующего закона, пояснил, что речь идет о ввозе в Россию «всего, что связано с интеллектуальной собственностью — товарных знаков, прав и дизайна». Эта норма закона будет действовать пока до конца текущего года. «В дальнейшем все будет зависеть от благоразумия Запада и в целом от международной обстановки», — заметил член комитета Госдумы по экономической политике Эдуард Кузнецов.
«Это полный хардкор!», — отреагировал депутат Госдумы от КПРФ Владимир Исаков, который, похоже, расценил принятый законопроект как легализацию пиратства. «Можно все», — сказал он, добавив, что открывающимся возможностям особенно обрадуются любители голливудских фильмов.
Официально же главной целью принятия закона в правительстве называют снижение цен на импортные товары и освобождение от уголовной и административной ответственности тех, кто ввозит в страну продукцию без согласия иностранных правообладателей.
Одновременно с этим депутаты приняли ряд законопроектов, направленных на замещение в России импортных торговых сетей, принадлежащих покинувшим нашу страну компаниям, а также «зачистку» стратегических отраслей от зарубежного участия. На этот раз в число таковых было решено включить рыбный бизнес, причем не только собственно рыбную ловлю, но и переработку водных ресурсов. Согласно принятым изменениям, иностранные инвесторы смогут контролировать подобные предприятия, только заручившись предварительным согласием правительственной комиссии.
Можно только надеяться, что эта мера поможет насытить российские магазины вкусной и недорогой рыбой, которая сейчас по большей части «уплывает» за границу. А вот IT-специалистов, уехавших за границу после начала специальной военной операции на Украине (СВО), вернуть в страну, судя по всему, уже не удастся. Иначе депутаты во вторник вряд ли стали бы принимать закон, предусматривающий преференции для иностранных айтишников в России. Хотя, речь идет лишь об упрощении процедуры их трудоустройства и получения вида на жительство, в том числе для членов семьи. При этом на заседании отмечалось, что в стране готовы принять до 175 тысяч айтишников, а некоторые депутаты рассчитывают, что в их числе окажется много русских и русскоязычных, желающих таким образом вернуться на землю предков.
В целом же, в Госдуме царит такой настрой: из России сейчас бегут исключительно «патриоты заграницы и предатели». К депутатам пришло осознание, что «воспитывать молодежь в патриотическом духе и согласно традиционным российским духовным ценностям», подавая при этом личный пример, надо было раньше. Теперь же только и остается, что принимать законы о контроле за иноагентами и воссоздавать в стране детско-молодежные организации, вызывающие ассоциации с советской пионерией.
Так, депутаты не без споров одобрили в первом чтении проект единого закона об иностранных агентах — с обещанием серьезно подумать над ним ко второму чтению. При этом «эсер» Валерий Гартунг предположил, что такой статус можно будет при желании присвоить любому человеку, если только он «не живет в глухом лесу без средств связи и не питается там одним подножным кормом».
«Как должен жить рядовой гражданин, чтобы гарантированно не попасть в этот список иноагентов?», — поинтересовался на заседании Гартунг. «Он должен быть прежде всего патриотом и не предателем», — ответил ему либерал-демократ Андрей Луговой.
Поводом для широкого толкования норм об иноагентах стали содержащиеся в законопроекте определения «иностранного влияния» и «иностранной поддержки». Депутаты из «Справедливой России» и КПРФ резко раскритиковали их, наряду с некоторыми другими нормами, что сильно возмутило Лугового, который, будучи экс-сотрудником ФСБ, расценил такое поведение как антигосударственное. «Попытки концептуально раскритиковать законопроект в нынешних политических условиях лично я считаю просто обыкновенным предательством», — сказал Луговой.
Некоторые другие депутаты, однако, видят в этом документе будущее орудие расправы не только над противниками СВО, но и над конструктивной оппозицией, к которой они сами себя и относят. «Поэтому субъективность (трактовок) надо сокращать до минимума», — предложил «эсер» Андрей Кузнецов.
В Госдуме рассчитывают, что смогут воспитать из нынешних детей и молодежи настоящих патриотов, неподвластных влиянию заграницы, если удастся вовлечь их в новую организацию, напоминающую по своему замаху и охвату советскую пионерию. Будущим «болперам» (организация будет назвываться «Большой переменой») планируется привить мировоззрение на основе «традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов РФ, а также достижений российской и мировой культуры». При этом авторы принятого в первом чтении законопроекта просят не сравнивать «болперов» с пионерами, хотя этот документ внесли в Госдуму именно в день столетия советской пионерии.
«Мне не нравится название „болпер“. Кто это вообще? И какой ориентир задают ребенку — кем он должен стать и на кого равняться?», — вопрошал «эсэр» Кузнецов. Коммунисты настаивали на том, что надо вернуться к названию «пионер», кто-то предлагал именовать участников организации «орлятами России».
Многие в Госдуме также не мыслят новое движение без конкретного идеологического наполнения. «Говоря об этом движении, нам дали понять, что здесь речь идет именно о переменах —- как в той песне (Виктора Цоя) „Перемен требуют наши сердца“. Плюс сплагиаченный смысл известного советского фильма „Большая перемена“. То есть ничего нового придумать не могут и вкладывают отдыхательный смысл, мол, давай, отдыхай, туси и зажигай!», — высказался коммунист Михаил Матвеев.
Однако во фракции «Новые люди» убеждены, что из нового движения ни в коем случае нельзя делать аналог пионерии и тем более «приплетать» к нему какую-то идеологию. «Большая перемена» должна быть вне политики», — заявил депутат от этой фракции Максим Гулин.
Елена Земскова