Всю неделю в разных странах продолжалось обсуждение очередного пакета военной помощи США Украине. Точнее — входящих в него реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS, а еще точнее — поставки к ним ракет определенной дальности. Анонсируя новую партию вооружения, Госдепартамент США подчеркнул, что Вашингтон не будет поставлять Киеву ракеты, которые могут быть использованы для нанесения ударов по России, а также, что Украина пообещала не наносить таких ударов. Однако уже на следующий день только что назначенная послом Америки в Киеве Бриджит Бринк заявила, что украинцы сами станут определять дальность стрельбы.
Стоит заметить, что пока речь идет лишь о четырех HIMARS и ракетах с дальностью полета до 70 км. При этом советник главы офиса президента Украины Арестович уже уточнил, что это лишь «учебная партия»: в дальнейшем Украина может получить даже не дивизион (18 пусковых установок), а два или три. У Киева, кстати, имеются собственные РСЗО со схожей дальнобойностью — «Ураганы», «Смерчи» и их модернизированный вариант «Ольха». Однако за время военного конфликта их количество значительно сократилось, и западные поставки призваны восполнить эти потери.
Но проблема не только в этом — все держат в уме, что в пусковой контейнер HIMARS можно зарядить и оперативно-тактическую ракету ATACMS, которая летит почти на 300 километров. Их, правда, Киеву не поставляют. Но ведь и HIMARS раньше не поставляли. И вот уже замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев вполне отчетливо объявляет миру, чем может обернуться самостоятельное решение украинцев о дальности и направлениях стрельбы. «Если, не дай Бог, эти виды оружия будут применены против российских территорий, у Вооруженных сил нашей страны не останется иного выбора, кроме как действовать на поражение центров принятия решений», — заявил он, пояснив, что речь идет, в частности, о министерстве обороны и генштабе Украины. А далее посчитал нужным подчеркнуть, что конечные центры принятия решений, «к сожалению, находятся даже не на территории Киева» и поэтому эту угрозу «нужно будет учитывать».
В распространенном поздно вечером в субботу интервью программе «Москва. Кремль. Путин» тему новых поставок Украине западного вооружения затронул и президент России. Отвечая на вопрос о потенциальном предоставлении дальнобойного оружия, он также заявил, что Россия в ответ может определить для себя новые цели поражения. «Да, но если они будут и будут поставляться, — из этого мы будем делать соответствующие выводы и применять свои средства поражения. Их у нас достаточно, для того чтобы наносить удары по тем объектам, по которым мы пока не наносим», — заявил Владимир Путин, заметив, что в целом поставки западного вооружения пока не меняют ситуацию на фронтах.
Между тем западным партнерам становится все сложнее сохранять единство по отношению к украинскому кейсу. И дело не только в санкциях. Венгрия, как оказалось, не готова простить президенту Владимиру Зеленскому резких высказываний о лидерах стран ЕС, сделанных им в то время, когда Евросоюз мучительно пытался преодолеть разногласия по шестому пакету антироссийских рестрикций.
«Я не помню, чтобы лидер страны, нуждающейся в помощи, осмелился бы выступить против кого-либо так, как это сделал президент Зеленский не только против Венгрии, но даже против канцлера Германии. Обычно тот, кто нуждается в помощи, привык просить, вежливо. Человеку обычно угрожают его враги, и редко те, кого он хочет завоевать как друзей. Это его какая-то личная, психическая проблема», — заявил глава сейма Венгрии Ласло Кевер. Hír TV. Реакция украинского МИД была незамедлительной. Во внешнеполитическом ведомстве Украины пожелали ознакомиться со справкой о психическом здоровье самого Кевера, а также заметили, что «венгерские политики настойчиво продолжают поливать грязью Украину», что неудивительно, так как «исторически Венгрия уже не раз ориентировалась на сторону зла».
Примечательно, что посол Украины в Германии Андрей Мельник, ранее назвавший канцлера Олафа Шольца «обиженной ливерной колбасой», продолжает в резких выражениях обвинять ФРГ в недостаточной военной помощи. «Правительство Германии цинично нам отказывает в поставках даже старых танков Leopard-1 и БМП Marder», — заявил Мельник, назвав это «позором, который войдет в историю».
Кроме того, похоже, Запад начинает публично подавать Украине сигналы о неизбежности переговоров с Россией. После высказывания председателя Комитета начальников штабов Вооруженных сил США Марка Милли о том, что «развязка ситуации путем переговоров была бы логичным выбором» и вновь прозвучавших слов Джо Байдена о том, что Украина сама должны решать, отдавать ли России часть своей территории, появился ряд публикаций о необходимости изменения позиции США по Украине.
Так, The New York Times отмечает, что политика Вашингтона уже не может «состоять в том, чтобы продолжать выписывать бесчисленные чеки, скромно ходя на цыпочках вокруг украинцев и позволяя им диктовать цели, для которых используется наше оружие и вооружение». Как считает издание, если «Киев и Москва движутся к многолетнему замороженному конфликту», то США стоит «подтолкнуть Украину к ее наиболее реалистичной, а не самой амбициозной» стратегии. По мнению политконсультанта Госдепартамента и Министерства обороны США Эдварда Люттвака, высказанному Die Welt, референдумы в Донецкой и Луганской Народных Республиках, проведенные под контролем международных независимых наблюдателей, могут стать решением кризиса на Украине. Еще дальше пошла The Washington Post, предположившая, что президент США Байден может организовать корейский сценарий разделения Украины на два разных государства. И, наконец, CNN сообщило о том, США, Великобритания и ЕС без участия Киева обсуждают варианты разрешения военного конфликта на территории Украины.
Неизвестно, правда, насколько эти инициативы удастся соотнести с ожиданиями самой Украины, поскольку, как заявил советник главы офиса президента Зеленского Михаил Подоляк, украинское руководство не видит смысла в переговорах с Россией. «Пока мы не получили достаточное количество оружия, пока мы не усилили наши позиции, пока мы не отбросили их (российские войска) обратно, так далеко, как это только возможно, к границам Украины — нет смысла вести переговоры», — подчеркнул он.
По военному театру неожиданно известия пришли из Северодонецка, большая часть которого, за исключение промзоны, контролируется союзными войсками. По данным ряда украинских СМИ, в штаб командования ВСУ на данном участке прибыла нардеп от партии «Слуга народа» Марьяна Безуглая, которая от имени президента Владимира Зеленского отдает приказы продолжать сопротивление. При этом глава Луганской ОВА Сергей Гайдай заявил, что украинские войска могли бы «отвоевать город, но не делают этого, поскольку в „стратегическом плане Северодонецк не имеет огромного значения“, явно давая понять, что полноценного контрнаступления не будет (что неудивительно: по данным Минобороны РФ, украинские силы отступали, потеряв до 90% личного состава в ряде подразделений). Исходя из этого, нельзя исключить, что в Северодонецке может повториться мариупольский сценарий с удержанием „Азовстали“. Однако, в отличие от металлургического комбината, завод „Азот“ является химпредприятием, что несет дополнительные риски.
Между тем, как сообщает Der Spiegel, немецкая разведка предупредила о возможном скором поражении ВСУ на Донбассе. «Немецкая служба внешней разведки BND, опасается, что украинское сопротивление может быть сломлено даже в ближайшие четыре-пять недель», — говорится в публикации.