ОПЕК на очередной встрече 2 июня не стал обсуждать предлагавшееся исключение России из своих рядов, но принял решение, которое грозит России в будущем неприятными последствиями.
Впервые со времен пандемии весны 2020 года члены картеля договорились ускорить наращивание добычи в июле–августе 2022 года в 1,5 раза — до 648 000 б/с. Это решение, принятое благодаря улучшению отношений Саудовской Аравии с США, может остановить рост цен, благодаря которому Россия продолжает получать от экспорта нефти сверхдоходы, несмотря на санкции.
Проблема в том, что заработать на удовлетворении растущего спроса и расширении квоты добычи Россия не сможет. Добыча уже начала сокращаться, а нефтяное эмбарго ЕС лишь усилит эту тенденцию. Министр финансов Силуанов еще в конце апреля допускал падение добычи нефти в России в 2022 на 17%.
Скачкообразный рост цен на нефть позволяет России получать рекордные нефтяные доходы, несмотря на снижение физического объема экспорта из-за санкций. Решение ОПЕК ставит продолжение этой практики под большой вопрос.
Соответственно, возникнут проблемы у российского бюджета. В 2021 году нефтегазовые налоги (80% приходится на нефть) давали 36% доходов бюджета, а за четыре месяца 2022-го их доля резко выросла — до 48%.
Андрей Нечаев, экономист