Журналист и культуролог Федор Дубшан делится своими впечатлениями от лент, которые попали в конкурсную программу 75-го Каннского кинофестиваля. Полностью беседу с экспертом можно послушать в подкасте «Включите звук».
— Мы беседуем еще до объявления победителя юбилейного Каннского кинофестиваля. В неофициальном рейтинге кинокритиков сейчас лидирует, пусть и с не большим отрывом, «Время Армагеддона» Джеймса Грэя. На кого бы вы поставили, будь у вас такая возможность?
— Если говорить о «Времени Армагеддона», то мне кажется, что его выбрали по принципу максимальной нейтральности, потому что это очень личное кино для Джеймса Грэя. Это автобиографическая вещь. Там есть дух ностальгии: 80-е годы, гонка за американской мечтой. Кастинг впечатляющий: Энтони Хопкинс, Джереми Стронг, Энн Хэтэуэй. При этом не могу сказать, что я очень жду этого фильма, потому что я не был в восторге от фильма Грэя «К звездам» с Бредом Питтом, хотя он был интересен по-своему.
Наверное, я болею за «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга, потому что мою душу греет этот немолодой корифей странного кино, певец странности в кинематографе, необычных, ломающих ожидания трюков. Эта лента называется так же, как и его второй фильм, когда он совсем молодым снял антиутопию, но это не ремейк, а совершенно новый сюжет. Кроненберг снял боди-хоррор с какими-то невообразимыми манипуляциями с человеческим телом. Замечательные артисты: Вигго Мортенсен, Леа Сейду, Кристен Стюарт. Все это меня очень увлекает. Достаточно скоро будет премьера. Может быть, как-то мы сможем это посмотреть.
— Вас привлекает сама идея фильма или ее кинематографическое воплощение?
— Мне и то и другое, конечно, интересно. Тем более что ранее Кроненберг совершенно по-иному снимал. Это было нечто более брутальное, непричесанное и шероховатое, а здесь кино эстетское, барочное по стилю. Это соотношение просто завораживает. Наверное, еще сказывается моя любовь к фильмам ужасов. Я надеюсь, что Кроненберг не подведет.
С другой стороны я не думаю, что именно он победит в Каннах, потому что фильм тревожный. Да и мнения критиков расходятся на счет «Преступлений будущего». Думаю, что победителем станет более нейтральная лента. Как раз «Время Армагеддона» или «Решение уйти» Пак Чхан-ука. Это еще один фаворит, насколько я понимаю.
— Да, многие критики отмечаю работу известного корейского режиссера. Это с одной стороны детектив, с другой — история любви и манипуляций. В фильме есть эротические сцены, но не такие откровенные, как в «Служанках» Чхан-ука, а криминал, конечно, не показан так брутально, как в культовой «Олдбое» Пака.
— Судя по всему, эта умеренность в эротических сценах и более жестоких криминальных может прийтись по душе членам жюри. Канны — это все-таки довольно респектабельный фестиваль, который любит кино, шокирующее до определенной степени.
— Правы ли те, кто утверждает, что фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», попавший в конкурсную программу, претендует на отдельную награду за режиссуру?
— Тут, конечно, тонкий момент. С одной стороны присутствует некая политическая повестка, которая может легко помешать (тем более что предыдущие попытки Серебренникова в Каннах не были абсолютно успешными), но с другой стороны фильм положительно восприняли. Наверное, здесь может быть какое-то компромиссное решение. Конечно, не Гран-при, но какой-то отдельный приз. И все равно это может вызвать скандальный резонанс, поэтому, может быть, организаторы конкурса на это не решатся.
— На фестивале в этом году неоднократно декларировалось, что нельзя отрицать культуру по национальному признаку. Речь шла именно о русской культуре, но члены жюри, конечно, могут не захотеть по известным причинам как-то отметить российскую ленту. Кстати, съемочную группу приветствовали в зале овацией. Неизвестно, увидит ли когда-нибудь отечественный зритель «Жену Чайковского» на большом экране, как и другие ленты фестиваля. Если бы вам предоставили возможность сейчас посетить один-два просмотра в Каннах, каким лентам вы отдали бы предпочтение?
— Честно говоря, очень хотелось бы увидеть фильм «Скарлет» Пьетро Марчелло, который снят по «Алым парусам» Александра Грина. Предыдущий его фильм — «Мартин Иден» — был по Джеку Лондону. Теперь он обратился к российской классике, что само по себе удивительно, хотя сюжет перенесен во Францию. Меня очень интересует, как это выглядит.
Еще, конечно, я думаю про фильм Ежи Сколимовского о путешествии по миру ослика Иа. Судя по кадрам, которые я видел, — это должно быть что-то очень красивое и душераздирающее. Кстати, эта лента может быть потенциальным фаворитом, потому что это трагическая и трогательная история, роуд-муви от маститого режиссера. Это все хорошие рецепты для успеха. Интересно было бы посмотреть.
— Итак, как я понимаю, вы делаете ставку на «Преступления будущего», а я тогда поставлю на «Время Армагеддона»…
— Хорошо. Посмотрим, чем все увенчается.
Беседовал Петр Годлевский