Резко выходить из Болонской системы — это недальновидно. По сути, главная задача двухуровневой системы — всю жизнь учиться (менять или расширять компетенции). Советская же система, напротив, учила человека «на всю жизнь», не позволяя быть мобильным на рынке труда. К тому же в последние годы мы серьезно вложились в этот процесс и теперь вновь начинать с нуля будет сложно.
Болонская система фиксирует три основные задачи:
— образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов;
— усиление роли студенчества в осуществлении болонских реформ;
— повышение привлекательности вузов Европы (борьба за «умы», «престиж», «деньги»).
Конечно, есть и более утилитарные задачи. Например, принятие системы сопоставимых степеней для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Отсюда же — введение системы обучения, основанной на двух циклах; внедрение кредитов по типу ECTS (European Credit Transfer System) — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости изучения дисциплин — для поддержания студенческой мобильности; содействие мобильности как студентов, так и преподавателей.
Внедрение Болонского соглашения в систему высшего образования России породило большую волну критических замечаний со стороны ученых. Во-первых, не все пункты Болонского соглашения внедряются в систему высшего образования России. Так, Болонская декларация предполагает все большую «независимость и автономность университетов». В России же последние десять лет автономия все более урезается, а независимости не было и нет. Во-вторых, реализация Болонского соглашения без учета специфики и традиций отечественной системы образования привела к потере имеющихся достижений. В-третьих, насильственный характер «болонизации» в России.
Критике подверглись следующие тенденции:
— без должного внимания остаются научные вузовские исследования, вопросы содействия молодым ученым, финансирования высшей школы, кадров;
— выстраивание европейского пространства высшего образования посредством содержательной унификации, уравнивания структур и курсов обучения в соответствии с некоей европейской нормой угрожает многообразию национальных систем высшего образования;
— усиление экономического подхода к болонским реформам при игнорировании всей полноты культурных и социальных целей пространства высшего образования;
— подмена европеизации высшего образования его интернационализацией, при том что связи национальных систем высшего образования в европейском регионе и в глобальных масштабах должны иметь различные формы: в европейском регионе речь идет об интеграции национальных систем в единую европейскую систему, в глобальном масштабе — о рыночной конкуренции, т. е. в первом случае подразумевается конвергенция и, по меньшей мере, частичное уравнивание систем высшего образования, а во втором — конкуренция вузов в глобальном измерении.
Напомню, что инициатива к осуществлению Болонского процесса исходит от старейшего в Европе университета. В 1986 году Болонский университет обратился к другим университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов (Magna Charta Universitarum). Началом Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в Болонье представители министерств образования 29 стран Евросоюза подписали Болонскую декларацию.