Минфин США отказался продлить лицензию, позволяющую РФ производить выплаты для обслуживания внешнего долга. Она истекла сегодня утром — и теперь технический (в операционном смысле) дефолт кажется неизбежным. При этом сам дефолт, которого россияне панически боятся после опыта 98 года, теперь нам не грозит и мало что изменит в жизни страны, на которую наложили такое количество санкций.
Напомню, что дефолт прогнозировался еще в марте. О нем говорили Кудрин, Медведев и Силуанов. Как я уже прогнозировал, май должен был стать триггером для активизации процессов в экономике. Однако правительство до сих пор работает по инерционному сценарию, реагируя на вызовы, но весьма сдержанно. Вероятно, наверху по-прежнему не могут определиться с логикой поведения: переводить страну на «военные рельсы» или наоборот — проводить внутреннюю перестройку и либерализацию.
Отчасти это связано еще и с тем, что была нарушена логика самого процесса. Предполагалась, что уже в начале мая станут ясны итоги СВО, станет очевиден эффект от первой волны финансовых санкций, начнутся посевные работы.
Все три триггера не сработали. Спецоперация замедлилась, санкции усиленно обходятся через «серые» схемы, холодный май позволил начать посевные лишь отчасти. Поэтому и технический дефолт, который пока неясно как скажется на перспективах рубля и российской экономики, вместо важного события превращается в еще один подвешенный дамоклов меч.