«Си Цзиньпин в разговоре с Бачелет призвал уважать пути развития прав человека в разных странах с учетом их национальных особенностей».
Фундаментальный вопрос, на самом деле. Ведь если права человека зависят от того, в какой точке Земли этот человек родился (что есть чистая случайность), то это значит, что никаких универсальных прав человека и нет вовсе. И тогда любое государство может пересматривать их объем, ссылаясь на «национальные особенности». И если это можно сделать на Востоке, то почему нельзя на Западе?
Итак, если мы признаем, что права зависят от национальных особенностей, то мы отвергаем саму идею прав человека и делаем их уязвимыми в любой точке земного шара.
Но с другой стороны, если мы признаем их универсальный характер во всем мире, то это ставит вопрос: как эти права должны быть защищены? Очевидно, что многие государства в этом не заинтересованы. Это значит, что другие государства должны взять на себя эту роль и вмешиваться в защиту прав человека во всем мире. К чему это приводило в последние десятилетия, мы видели — ни к чему хорошему.
Это одна из главных линий разлома в современном мире. Чем все закончится, непонятно. Я бы не стал утверждать, что идея универсальных прав победит в реальной физической борьбе.
Алексей Шабуров, политолог