Случилось то, о чем мы с вами предупреждали: бюджет посыпался, дебет с кредитом не сходятся. Минфин дрогнул и снизил требование к продаже экспортной валютной выручки с 80% до 50%.
Несколько раньше Минфин увеличил срок продажи валютной выручки с 3 до 60 дней, а Банк России увеличил лимиты на переводы денег за рубеж в 5 раз — с $10 тыс. до $50 тыс. в месяц.
Олигархи, экспортеры сырья и государство, оставаясь в рамках периферийной экспортно-сырьевой модели экономики, теряют огромные доходы от укрепления рубля в мониторах.
За 2,5 месяца за счет экстренного введения валютного регулирования и контроля, а также колоссального притока экспортной валютной выручки рубль укрепился с 140-150 руб. за доллар до 57,2 (минимум с 2018 года).
Это не прошло незаметно: профицит бюджета в 1,3 трлн руб в январе–марте 2022-го сменился дырой в размере 262 млрд руб. в апреле.
Решение показательное и говорящее о многом — нынешние «элитка», правительство и Центробанк не собираются ничего менять, модель экономики остается прежней. Они не знают, что делать с избытком валюты и крепкой нацвалютой. Не в коня корм.
Скорее всего, если не будут приняты дополнительные меры, виртуальное укрепление рубля на экранах мониторов продолжится: рубеж 49-50 рублей на подходе. А реальный курс мы видим на прилавках магазинов, где все подорожало в 1,5-2 раза.
Владислав Жуковский, экономист