Сенсацией в ходе визита президента США в Токио стало неожиданное заявление Джо Байдена о том, что Штаты будут военным путем защищать Тайвань, если Пекин попытается его силой присоединить к КНР.
До сих пор, надо пояснить, Вашингтон уклонялся от выражения ясной позиции по этому вопросу, именуя такой подход «политикой стратегической неопределенности». Имелось в виду, что США не подтверждают, но и не опровергают свою готовность оказать Тайваню военную поддержку в случае нападения со стороны КНР.
Такая позиция должна была оказывать, во-первых, сдерживающее воздействие на Пекин (а вдруг американцы по нам шмякнут?) И, во-вторых, охлаждать горячие головы на самом Тайване, если они решатся пойти на официальное провозглашение полной государственной независимости в качестве «Республики Тайвань». При таком развитии событий Пекин обещает обязательно применить силу против «сепаратистов». И они должны задуматься — а вдруг Штаты нам не помогут?
Напомним, что сейчас Тайвань официально именует себя «Республикой Китай» и называет коммунистов в Пекине узурпаторами власти в стране. В глазах Пекина такая позиция, конечно, возмутительна, но она все же оставляет вероятность мирного присоединения острова дипломатическим путем. Если мы оба считаем Тайвань частью Китая, то как бы есть основа для сближения. Ну а Штаты признают «единство Китая» и по крайней мере официально не поддерживают провозглашение независимости острова.
И вот вчера на совместной пресс-конференции в Токио с японским премьером Фумио Кисидой Байдена спросили, готовы ли США к военным путем защищать Тайвань, если возникнет такая необходимость. И Байден ответил: «Да. Это обязательство, которое мы взяли на себя».
Байден при этом отметил, что США согласны с политикой «одного Китая». Но подчеркнул, что считает невозможной саму мысль об изменении статуса Тайваня силовым путем. «Это было бы похоже на то, что произошло на Украине», — заявил президент, добавив, что такая ситуация дестабилизировала бы весь регион.
Тут же началась некоторая суматоха. Некий не названный по имени представитель Белого дома поспешно заявил, что позиция США в отношении проблемы Тайваня совершенно не изменилась. И Байден, мол, ничего особенного не сказал.
Представитель МИД КНР тут же выразил «решительное неудовольствие и жесткое противодействие» в ответ на слова президента США. «Вопрос о Тайване, — сказал дипломат, — это внутреннее дело Китая, в него не могут вмешиваться внешние силы». Пекин, по его словам, будет твердо отстаивать свой суверенитет и позиции в сфере обеспечения безопасности.
Ну а представитель МИД Тайваня приветствовал слова президента Байдена и выразил ему глубокую признательность. Официальное информационное агентство острова утверждает, что США явно отходят от принципа «стратегической неопределенности».
Василий Головнин, журналист