Госдума устроила во вторник очередной раунд противостояния «коллективному Западу», который с начала специальной военной операции на Украине (СВО) ввел против России более десяти тысяч всевозможных ограничений и, судя по всему, не намерен ослаблять санкционное давление.
Российские же власти хоть и продолжают говорить на словах о том, что нашей стране объявлена «война на уничтожение», на деле не предпринимают никаких серьезных шагов, ограничиваясь по большей части лишь формальными контрсанкциями.
Многочисленные предложения депутатов на этот счет редко встречают поддержку в Кремле и правительстве. При этом сами парламентарии указывают на явные признаки того, что в руководящих верхах не теряют надежды на восстановление отношений с Западом и именно по этой причине там не спешат наносить ответные болезненные удары, что в противном случае означало бы переход на новый уровень эскалации.
В российском же парламенте, напротив, явно доминирует запрос на жесткую линию поведения в отношениях с недружественными странами. Наиболее откровенно ее выражают в КПРФ, где сразу после начала СВО также заговорили о необходимости перехода к мобилизационной экономике и «новой структуре управления страной».
«Признаюсь, что я уже боюсь за Россию… Нас (атакуют) со всех сторон, золотовалютные резервы и частные капиталы „заморозили“, где-то уже приняли решение национализировать наши компании, а мы все сидим и боимся, как бы чего не вышло», — возмущался на пленарном заседании коммунист Николай Коломейцев в ходе дискуссии по законопроекту о введении внешнего управления на работающих в России иностранных предприятиях.
Другие парламентарии напомнили о попытках Германии и Австрии национализировать активы «Газпрома» и изъять его газохранилища, а также о развернувшихся в западных странах дискуссиях о конфискации «замороженных» российских активов и капиталов частных лиц, включая ЗВР, с последующей их передачей на «восстановление Украины».
«И на этом фоне мы здесь рассуждаем про какую-то священную частную собственность», — возражали в ответ на призывы поддержать принятие соответствующего законопроекта в КПРФ. Докладчик же по проекту, единоросс Анатолий Выборный выступал в том духе, что российские власти «не такие», как в странах Запада, и намерены поступать в отношении покидающего Россию иностранного бизнеса «честно и цивилизованно».
Иностранцы смогут вернуться в нашу страну в течение трех лет, если, конечно, за это время от их бизнеса не останутся «рожки да ножки». Ведь, как заметил «эсер» Валерий Гартунг, никто не будет нести ответственность за ошибки во внешнем управлении, к тому же в стране существует проблема компетентных кадров.
Так или иначе, но решение о введении внешних администраций в первую очередь призвано сохранить рабочие места, а то и пресечь «саботаж на небольшой группе предприятий, занимающих откровенно враждебную позицию в отношении России», заметил в ходе дискуссии глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов.
Гораздо решительнее в Госдуме согласились поступать в отношении аккредитованных в России иностранных СМИ, если страны их происхождения блокируют у себя российские издания. В таком случае зарубежная пресса лишится по решению органов прокуратуры и в качестве ответной меры лицензии, а журналисты потеряют аккредитацию.
Правда, при этом депутаты решили также облегчить порядок закрытия неугодных российских СМИ, у которых в скором времени можно будет просто отозвать лицензию по решению генпрокурора или его заместителей.
Принятый депутатами в первом чтении законопроект предусматривает исключительное право вышеуказанных должностных лиц на признание регистрации СМИ недействительной и на прекращение действия лицензии на вещание в случае распространения «противоправной, опасной информации, в том числе недостоверной общественно значимой информации, информации, выражающей явное неуважение обществу, государству, Конституции РФ, информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ связанной с введением иностранными государствами политических, экономических и (или) иных санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц».
Докладчик по законопроекту, либерал-демократ Андрей Луговой заметил, что соответствующее решение может быть впоследствии оспорено в суде. Тем не менее, новые нормы предусматривают именно внесудебный порядок закрытия СМИ, что вызывает множество вопросов. «Сначала закрываем (СМИ), а потом судимся», — описал порядок действий Луговой, но пообещал «прояснить неопределенности» в ходе доработки проекта ко второму чтению.
Не менее решительно пресекли депутаты и попытки использовать россиянок в качестве «инкубаторов» по производству детей для иностранцев. Принятый в первом чтении законопроект запрещает иностранцам пользоваться услугами суррогатного материнства в России. Доступ к этой услуге сохранится лишь у супружеских пар (состоящих из мужчины и женщины), в которых хотя бы у одного лица есть российское гражданство, а также у одиноких женщин-россиянок.
«Фактически, мы вводим запрет на торговлю детьми», — заявил с думской трибуны вице-спикер Госдумы Петр Толстой. По его словам, настало время «избавиться от этой части наследия нашей интеграции в западные нормы и правила». Впрочем, единоросс Виталий Милонов напомнил, что суррогатное материнство как раз запрещено в большей части европейских стран и является именно «атрибутом стран третьего мира».
Вслед за ограничениями на суррогатное материнство он предложил также подумать о запрете в России абортов. «Эти вещи надо делать постепенно и осторожно», — ответил Толстой.
Нет сомнений, что заданный «антизападный» тренд продолжит развиваться, другое дело, что еще не совсем ясно, как далеко зайдет Россия в своем противостоянии с Западом. Пока очевидно, что отторжение углубляется по линии символов и ценностей, а вот что касается финансов и капиталов, то до полного разрыва еще очень далеко. Наша страна остается участницей всех значимых глобалистских проектов — от сохраняющегося членства в ВТО до выполнения обязательств в рамках борьбы против изменения климата.
Елена Земскова