Posted 23 мая 2022, 04:00
Published 23 мая 2022, 04:00
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Российская «дочка» компании Google — ООО «Гугл» — решила подать в арбитражный суд заявление о банкротстве. «Росбалт» уже писал о том, что размер штрафа, наложенного на компанию по искам Роскомнадзора, достиг более 7,2 млрд рублей. Оплатить этот штраф нужно было до 19 марта. В мае приставы завели дело о принудительном взыскании, и сумма выросла еще на полмиллиарда.
Большинство сотрудников российского офиса компании Google уже уехали из России в Дубай, пишет ТАСС со ссылкой на The Wall Street Journal. Часть персонала, по информации издания, решили уволиться из компании и остаться в России. Фактически это означает, что компания прекращает свое коммерческое присутствие в РФ, и в ближайшее время сотрудников Google в России не останется, отмечает издание.
Как пояснили в пресс-службе Google, арест его дочернего банковского счета в России сделал невозможным функционирование российского офиса. При этом компания продолжит работать для пользователей из РФ, несмотря на инициирование собственного банкротства. Что изменится для россиян, какие сервисы останутся доступны, а какие уйдут, рассказал «Росбалту» директор Института исследований интернета, ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.
— Как будут работать Google-сервисы для российских пользователей после ухода компании из страны?
— Проще разделить эту историю на платные и бесплатные сервисы. Бесплатные продолжат работать. Возможности оплатить платные сервисы у россиян нет и, видимо, не будет. Соответственно, почта и поиск работают, но платную почту, где пользователь платит за место, оплатить не получится без танцев с бубном. Бесплатные приложения скачиваются, платные — нет. Кроме того, внутриигровые платные вещи тоже не работают. YouTube работает, YouTube-Premium оплатить невозможно, и так далее.
Также у Google есть решения для бизнеса. Но сейчас невозможно купить или, наоборот, получить деньги от рекламы, невозможно получить деньги по партнерской программе YouTube для видеоблогеров, невозможно монетизировать свои приложения и продавать их в магазине Google.
— А что будет происходить с операционной системой Android, которая тоже принадлежит Google?
— Ничего. Она продолжит работать, обновляться. К россиянам она никакого отношения не имеет. Она имеет отношение только к производителям смартфонов. Операционная система Android «выдается» производителям смартфонов. У них с Google свои отношения. Действующих российских производителей смартфонов на Android я что-то сейчас не припомню. По остальным все будет работать, как раньше.
— То есть, телефоны на Android, которые сейчас на руках у россиян, продолжат работать и обновляться?
— Да, все так.
— Какие решения в перспективе могут повлиять на работу Google-сервисов?
— За исключением каких-то решений с российской стороны по блокировке сервисов компании никаких других вариантов я не вижу. Google озвучил свою позицию о том, что все бесплатное продолжит работать, и этой позиции будет придерживаться, если только российские власти со своей стороны что-то не заблокируют.
— А YouTube продолжит работать в том же режиме даже после принятых властями санкций в отношении видеохостинга?
— В целом — да. Но здесь есть одна интересная история. Поскольку никто из участвующих в ней сторон ничего не комментирует, мне сложно сказать, как она разрешится. А связана эта история с тем, что у Google есть своя инфраструктура внутри России. Это так называемый Google-кеш, который в том числе занимается доставкой сервисов. Но поскольку все участники отношений на прямой вопрос о том, что будет с этой инфраструктурой, изображают удивление, то ясности по этому вопросу нет.
— Что такое Google-кеш?
— У всех крупных российских операторов связи установлены сервера так называемого Google-кеш, которые ускоряют для пользователей работу сервисов Google, и YouTube в первую очередь. Работают они так: если один раз какой-нибудь ролик оказался в локальном кеше, то в следующий раз, когда его запросят, он будет отдаваться уже оттуда, а не скачиваться с серверов YouTube непосредственно. В результате, как бонус, это экономит средства операторам связи, поскольку трафик для них становится не зарубежным, а локальным.
На каких условиях эта инфраструктура устанавливалась? Как выглядят эти договоры? Они были заключены с локальным офисом Google или с глобальным? Кому принадлежит это оборудование по документам: самому оператору связи или Google? Никто не знает. Точнее: знают операторы связи, но говорить об этом не очень хотят. Пока все клянутся, что все продолжит работать так же, как и работало, из чего я делаю вывод, что скорее всего, по документам, оборудование просто будет передано операторам связи.
— А если не будет?
— В таком случае YouTube в России будет работать медленнее и хуже. Остальные сервисы компании тоже замедлятся, но просто YouTube наиболее чувствителен в этом отношении.
Анна Семенец