В очередной раз я слышу, что всем хорошим людям в России нужно объединиться и немедленно прекратить <Роскомнадзор>, а мы вместо этого спорим в соцсетях.
Какая-то наивная вера в собственное всесилие: если мы прекратим спорить то, вероятно, ракеты перестанут взлетать или взрываться. Или Кто Надо устыдится и пойдет в отставку. «Ах, — скажет он, — все эти двадцать лет они никак не могли объединиться, а вот теперь им удалось, ну что ж, ухожу, ухожу, ухожу…»
Не скажет.
Задача интеллигенции не в том, чтобы спасти мир. Этого мы не можем. Ее задача в том, чтобы осмыслять происходящее, хранить, преумножать и передавать культуру. Это мы можем. И эта задача предполагает и споры — только споры могут проходить визгливо и крикливо, а могут конструктивно и содержательно.
Вот я последние лет тридцать слышу, что не время для споров, что надо голосовать за тех-то и тех-то, а спорить будем потом. И даже не очень важно, за кого конкретно предлагается голосовать, в едином строю, невзирая на… Это всегда самозванцы. Почему самозванцы? Потому что первое, что они говорят, — «с нами нельзя спорить».
Можно и нужно.
Андрей Десницкий, библеист, профессор РАН