С началом специальной военной операции на Украине (СВО) заметны попытки воссоздать в нашей стране подобие то ли СССР, то ли Российской империи — кому что ближе. Такой тренд по большей части имеет символический характер, но все же явно отражает стремление части общества к масштабным политическим и социально-экономическим изменениям внутри страны.
Правда, надо оговориться, что речь здесь идет о той части общества, которую у нас принято называть ультрапатриотической. При этом именно она выступила главной базой поддержки СВО. Теперь среди патриотов сильны ожидания, что военная операция запустит тектонические сдвиги внутри российской власти и системы в целом, ознаменовав таким образом процесс, который они связывают с «возрождением России». Мол, а иначе зачем это все?
Можно сказать, что основная борьба развернулась, как и столетие лет назад, между «белыми» и «красными», а возможно, является ее продолжением и олицетворяет так и не преодоленный исторический раскол. Первые — сторонники возрождения русской национальной России (не в строгом этническом смысле, а скорее, в имперском). Они опираются на слова президента о «декоммунизации», которые он приводил, помимо всего прочего, в обосновании СВО. Вторые явно пытаются в том или ином виде реставрировать СССР, пусть это будет даже новый Союз суверенных республик или Евразийский союз.
Красное знамя Победы оказалось на «освобожденных» территориях Украины вкупе с попытками восстановить снесенные памятники Ленину раньше, чем герб времен Российской империи в Херсонской области и старый герб Запорожья 1811 года на местных автомобильных номерах. И надо признать, что «красных», то есть ностальгирующих по СССР, в России явно больше, чем тех, кто хотел бы видеть в борьбе за Украину воссоединение русских земель и «братских народов».
И именно у «красных», судя по всему, также больше симпатизантов в рядах российской власти. Ведь, как известно, Российская Федерация считает себя правопреемницей СССР, музыка и основа текста российского гимна позаимствованы из советского, в Конституции зафиксирован термин «многонациональный народ», в госустройстве сохранен национально-территориальный принцип «нарезки» времен РСФСР и т. д.
Власти, отвечая чаяниям этой части общества, не готовы разве что только сменить российский триколор на советский красный флаг. И хотя в апреле соответствующий законопроект внесла в Госдуму фракция КПРФ, он до сих пор так и не распределен ни в один из думских комитетов, то есть, по сути, его продвижение заблокировано.
Между тем, в день столетия советской пионерии многочисленная группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект о создании в России движения детей и молодежи «Большая перемена». И это тоже было воспринято как сигнал возврата к коммунистическому прошлому — неслучайно многие стали сравнивать будущее движение с отправившейся на свалку истории Всесоюзной пионерской организацией имени Ленина. Хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тут же осек фантазии политической публики, заявив, что возрождать в России советскую пионерию никто не собирается. Он заверил, что будет создано «единое, неформальное общественное движение школьников и молодых людей».
Возрождение пионерии действительно может стать лишь частичным по той причине, что эта организация была прежде всего коммунистической, нацеленной на воспитание «юных борцов за дело КПСС». По сути же, речь шла о структуре по идеологической обработке и контролю над советскими детьми и подростками. В нынешней же России запрет на любую идеологию в качестве государственной или обязательной зафиксирован в Конституции и пока совсем не похоже, чтобы его собирались отменять.
Однако СВО на Украине актуализировало запрос на государственную идеологию. Пока же властям удается обходиться набором определенных идеологем, среди которых стоит упомянуть патриотизм, традиционные российские ценности, «многонационалию» и антизападничество. Все они фигурируют и в числе целевых задач, на достижение которых ориентировано новое детское и молодежное движение. Правда, куратор этого проекта, первый замглавы президентской администрации Сергей Кириенко утверждает, что идеологию движения будут определять сами дети, а взрослые станут им лишь помогать.
Как бы то ни было, но в условиях отсутствия госидеологии новая организация просто обречена выродиться в очередной общественно-политический симулякр, под который, однако, будет, скорее всего, выделена отдельная строка в федеральном бюджете.
Попытки же создания в России идеологии пока предпринимаются весьма слабые, хотя, казалось бы, такая работа должна вестись, если уж руководство страны бросило геополитический вызов всему Западу. На днях новую объединяющую идею для страны предложил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. В качестве таковой он выдвинул лозунг «России быть!».
«Нас вычеркивают как государство. Нас вычеркивают как народ. Не бывать этому. России быть! Именно Россия сегодня на передовой борьбы за человечество и человеческую цивилизацию. Мы знаем, что правда за нами», — заявил Миронов.
Но это звучит, скорее, как призыв к обиженным доказать свое право на существование. России же в ее противостоянии с Западом было бы важно не превратиться в «Анти-Запад» и тем самым не повторять ошибку Украины, которую в Кремле в какой-то момент восприняли в качестве «Анти-России».
Елена Земскова