Posted 20 мая 2022, 08:07
Published 20 мая 2022, 08:07
Modified 1 февраля, 18:19
Updated 1 февраля, 18:19
Под маркой «Москвич» будут собирать китайские автомобили. Об этом сообщают «Ведомости».
На самом деле, если удастся договориться, это скорее хорошая новость. Не нужно думать, что это выгодно только Китаю. Современная экономика работает не так, как это было раньше. Бирки «сделано в России», «сделано в США» или «сделано в Китае» во многих случаях давно пора поменять на «сделано всем миром». Выпуск большинства конечных товаров и услуг (тех, что мы потребляем непосредственно) предполагает в среднем около 9 стадий создания добавленной стоимости, которое происходит в разных странах.
Например, в производство автомобилей одни экономики могут вносить вклад как поставщики сырья или материалов (руды или стали, РФ поставлял в ЕС полуфабрикаты из стали), другие как изготовители промежуточных товаров из этой стали — автокомпонентов и автодеталей (например, в РФ из ЕС ввозилось примерно 35% кузовов для автомобилей и других моторных ТС, из стран Восточной Азии — почти 60%, а из Китая — всего 0,3%), третьи могут выступать в роли сборочных хабов (в РФ сборка достаточно распространена), центров операционного обслуживания. По оценкам Всемирного банка, такие глобальные цепочки поставок отвечают примерно за 70% всей мировой торговли товарами и услугами.
То есть это совершенно нормально для современной экономики. Уровень технологий таков, что просто взять их и скопировать не получится: на это порой уходят не годы, а десятилетия. Любая экономика сегодня так или иначе зависит от других стран. И это совершенно нормально. Международное разделение труда повышает эффективность поиска новых решений, это способствует прогрессу в технологиях и сильно усложняет производственный процесс. Чем дальше, тем сложнее создать отрасль с нуля. Особенно если ваша технологическая база устарела.
Это как с арифметикой роста. Если вы растете на 1% в год, а и так опережающая вас страна — на 2% в год, расстояние между вами будет увеличиваться. Если ваши технологии старые и обновляются медленнее, чем в остальных странах, расстояние будет также расти. И чем больше разрыв, тем быстрее надо бежать, чтобы хотя бы приблизиться к этому уровню. Достигнуть этого без импорта решений вряд ли возможно.
Но сторонникам небесной автаркии это безразлично. В их идеальном мире технологии появляются при помощи высочайших указов и появления стахановского энтузиазма.
Григорий Баженов, автор Telegram-канала «Furydrops: блог экономиста»