Posted 18 мая 2022, 16:32
Published 18 мая 2022, 16:32
Modified 1 февраля, 18:19
Updated 1 февраля, 18:19
Социологическая компания Russian Field с 26 февраля по 5 мая 2022 года опрашивала россиян об их отношении к российской политике в отношении Украины. Людям задавали вопрос: «Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое и отменить решение о начале военной операции, Вы бы это сделали или нет?»
В сторонники записывались те, кто выбрал варианты ответа «скорее не отменил» и «определенно не отменил». В противники — те, кто выбрал варианты ответа «определенно отменил» и «скорее отменил». Варианты «затрудняюсь ответить» или отказ отвечать не учитывались.
Главные итоги: 55% опрошенных заявили, что не отменяли бы спецоперацию, 29% выступили за ее отмену. При этом среди сторонников операции преобладают мужчины — 59%. Женщин — 52%.
Против высказались 25% мужчин и 32% женщин. Оставшиеся проценты приходятся на респондентов, отказавшихся от ответа или затруднившихся ответить.
Сторонники военной операции старше ее противников, как правило, богаче и лояльнее к власти. Они пока не почувствовали действия санкций. И они чаще готовы поддержать военные действия лично — физически или материально. Большинство из них получают информацию из телевизора.
Сторонники спецоперации преобладают во всех группах старше 30 лет. И чем старше человек, тем выше вероятность того, что он поддерживает спецоперацию.
Только среди молодежи (18-29 лет) доля противников военной спецоперации «фифти-фифти» со сторонниками.
Россияне, поддерживающие спецоперацию, также преобладают во всех группах, кроме наименее обеспеченных. Наименее обеспеченные — это те, кто заявил, что денег им не хватает даже на продукты, или те, у кого есть средства только на продукты и одежду. С ростом доходов число сторонников операции растет.
Социологи отмечают, что в начале исследований доля противников военной операции росла вместе с уровнем образования, однако затем различия практически исчезли.
Сторонники в первую очередь живут на Дальнем Востоке. Противники — в Москве и на Северном Кавказе.
Сторонниками военной операции в первую очередь являются сотрудники правоохранительных органов, бюджетники и пенсионеры, а также более половины работников других сфер (промышленность и торговля). Противники военной операции — работники науки (около 85%), сотрудники сферы рекламы и СМИ (более 50%), работники культуры, студенты и безработные (около 40%).
Доля тех, кто готов принять участие в военной операции, равна приблизительно 30% от всех опрошенных.
Доля тех, кто поддержал бы желание своего родственника мужчины (вопрос задавался только женщинам) принять участие в военной операции, равна приблизительно трети опрошенных. Из них 81% являются сторонницами военной операции.
С другой стороны, 47% женщин, которые сообщили, что не готовы отправить своих родственников на фронт, являются противницами военной операции, и лишь 36% — сторонницами.
Среди бывавших за границей доля противников военной операции выше (34% против 25%).
Наиболее популярный источник информации о военной операции у ее сторонников — телевизор. 66% телезрителей — за военную операцию, чуть меньше их среди читателей новостей в «Яндексе» (который фактически пользуется теми же СМИ, что и телевизор) и Google — 56%. Среди тех, кто узнает новости по «сарафанному радио», то есть от родственников, знакомых и на работе, 50% поддерживают происходящее на Украине.
Противники военной операции — читатели групп ВК (48% против), интернет-СМИ (47%), пользователи YouTube (42%) и читатели Telegram-каналов (38%). При этом среди аудитории всех этих источников примерно столько же сторонников военной операции.
Отвечая на вопрос: «В целом вы довольны или недовольны положением дел в стране?», 73% тех, кто одобряет военную операцию, сообщили, что довольны.
Противники — крайне недовольные ситуацией в стране, а также часть умеренно недовольных.
Направление, в котором идет страна, нравится тем же 73% сторонников спецоперации. При этом 10% противников происходящего в соседнем государстве считают, что Россия движется в правильном направлении.
Подавляющее большинство тех, кто считает, что военная операция идет успешно (79%), являются ее сторонниками.
Противники военной операции настроены скептически и уверены в том, что действия российских военных неуспешны.
48% противников спецоперации опасаются принимать участие в опросах. Сторонники военной операции сообщили, что не опасаются проходить интервью (61%).
84% тех, кто «за» военную операцию, не хотят, чтобы начинались мирные переговоры. Они выступают за битву до победного конца.
Среди тех, кто считает, что русские и украинцы являются одним народом, доминируют сторонники военной операции (58%), противников — менее трети.
Среди тех, кто считает, что русские и украинцы не являются одним народом, сторонники и противники разделились поровну (42% против 43% соответственно).
Большая часть сторонников военной операции верят, что она «укрепит положение России в мире».
Ответственность за «обострение отношений» сторонники спецоперации возлагают на саму Украину и Запад. Среди тех, кто считает, что ответственна Россия, доминируют противники военной операции.
Еще один яркий штрих к портрету сторонников спецоперации — отношение к восстановлению границ СССР. Среди них поддерживают эту идею 78% опрошенных.