Posted 17 мая 2022, 10:45
Published 17 мая 2022, 10:45
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
За последние десятилетия человечество проделало трудный путь от здравого смысла до нынешних разброда и шатаний. От «холодной войны» при СССР и до казавшейся взаимной дружбы с Западом в горбачевскую перестройку и после распада Советского Союза до холодного мира, трансформировавшегося на наших глазах в горячую фазу — военную спецоперацию и прокси-противостояние стран НАТО с Россией на Украине. И чем дольше и яростнее оно длится, тем чаще многие задаются вопросом: что дальше?
Заинтересованные стороны тушат разгорающийся пожар, как становится все очевиднее, подбрасыванием в него новых дровишек. Наряду с военной спецоперацией открылся также и театр жесткого информационно-пропагандистского противостояния. И чем глубже, как говорится, в лес, тем устрашающе становится риторика. И там, и тут. В действие приводится последний аргумент: ядерный. Такого не было со времен Хрущева-Кеннеди. Ядерное оружие, которое всегда считалось сдерживающим фактором, на наших глазах превращается в разменную монету: о его возможном применении (при определенных обстоятельствах) идут разговоры на высоких уровнях. И тут, и там. При этом «определенные обстоятельства» каждый понимает и трактует по-своему.
В этих условиях граждане мира, не высказывающие желание сгореть в ядерном огне (хотя в России, как оказалось, есть готовые собой пожертвовать), все больше интересуются путями спасения в случае такого апокалиптического сценария.
Как сообщила на днях британская газета The Telegraph, многие жители Франции, Германии, Швейцарии и Великобритании заняты поисками информации о строительстве и покупке защитных убежищ, опасаясь, что спецоперация (в тексте другое слово; здесь и далее замечания в скобках мои — А.Я.) может распространиться за пределы Украины. Этим же озабочены и американские граждане. «Компании по всей Европе сообщают о взрывном росте спроса на бомбоубежища и ядерные бункеры после начала спецоперации (в тексте другое слово) России на Украине», — сообщает издание.
«Начиная с марта, люди были очень напуганы и нуждались в немедленной помощи», — сказал The Telegraph Клаус Хаглунд из Bühler GmbH, глава швейцарской фирмы, занимающейся установкой и ремонтом бункеров. Он уточнил, что спрос на новые бункеры или их ремонт «взорвался» с момента начала (спецоперации) 24 февраля. «В Швейцарии некоторые жилые дома по-прежнему должны иметь функциональные бомбоубежища. Люди хотели знать, как быстро эти бункеры могут быть готовы для использования».
В Великобритании Subterranean Spaces, специализированная фирма по строительству подвалов, заявила еще в марте, что запросы выросли на сто процентов по сравнению с прошлым годом. Основатель компании Чарльз Хардман сказал, что в первые два дня спецоперации России на Украине фирма получила 12 запросов из Лондона, Уэльса и даже из французских Альп.
Немецкая компания BSSD — единственный немецкий производитель бункеров, который строит убежища для частных лиц — также испытывает беспрецедентный спрос после начала спецоперации. Марио Пейде, генеральный директор фирмы, сообщил немецкой газете Zeit, что его компания ежедневно получает более 1000 звонков: «Так было шесть недель. Люди сходят с ума».
К слову, правительство Германии также объявило, что оно начнет вкладывать деньги в укрепление государственных подвальных укрытий и создание запасов на случай войны.
Кипят бункерные страсти и во Франции, где всего около тысячи укрытий: компании говорят, что они также в эти дни очень заняты. Французская фирма по производству бомбоубежищ Bünkl сообщила СМИ, что только 25 февраля — на следующий день после начала спецоперации — она получила 284 звонка, и с тех пор идут постоянные запросы.
Поскольку бункеры могут быть не каждому по карману, Европейский Союз решил увеличить свои стратегические запасы на случай химических, ядерных и биологических атак — лекарства и средства защиты, включая дезактивационные перчатки и маски. А граждане нескольких европейских стран — Швейцарии, Бельгии, Дании и Финляндии — начали запасаться также и таблетками йода, которые рекомендуются для снижения риска рака щитовидной железы в случае ядерной атаки.
Замечу, что подобный всплеск бункерной активности впервые после падения СССР и прекращения действия Варшавского договора случился в 2018 году, когда Северная Корея стала испытывать средства доставки ядерного оружия, хвастаясь, что может достичь берегов США. Уже тогда шокирующую новость выдали шведы — власть запланировала строить бункеры для бесплатного использования всеми гражданами на случай ядерной атаки. Но если Южная Корея и Япония ожидали ядерных ударов из Северной Кореи, то Европа уже тогда — из России. (Подробнее об этом я писала здесь.)
Предполагалось, что в Швеции за десять лет построят 500 новых бомбоубежищ. На их строительство было выделено 125 млн долларов. Как сообщает шведская печать, в стране во время первой «холодной войны» было построено 60 тыс. бункеров, но после распада СССР все они были законсервированы или переоборудованы в парковки. Пока свежей информации об успехах шведов в возведении бункеров за последние годы найти не удалось. Известно, что на днях они собираются вступить в НАТО, значит, и ядерные убежища в таком контексте становятся обязательным атрибутом реальности. Несмотря даже на заявления ответственных лиц в Стокгольме, что там не планируют размещать на своей территории ядерное оружие.
В этом же направлении — строить укрытия — почти пять лет назад стала двигаться и Финляндия. Как сообщала тогда The Wall Street Journal, финны тоже намерены противостоять России, и в Хельсинки переоборудуют в убежища подземную систему бункеров протяженностью 200 километров. Предполагалось, что в таком подземелье можно будет разместить более 600 тыс. человек — все население столицы. На днях западное ТВ показало сюжет об открытии этого подземного города-бункера, где есть даже футбольные поля и игровые детские площадки. Символично — событие совпало с военной спецоперацией России и с вступлением Финляндии в НАТО.
Впрочем, как давно доказано российским ученым с мировым именем Никитой Моисеевым и американским исследователем Карлом Саганом, в ядерной войне не может быть победителей. Взаимное уничтожение гарантировано, последствия его будут устрашающими для всей цивилизации и планеты. Правда, оптимисты парируют: а вот-де США сбросили же ядерные бомбы на Японию, и ничего, — нация не только выжила, но и процветает лучше иных стран, оставшихся без американского ядерного причастия.
Слабое, скажу, утешение. Тогда Америка в порядке, можно сказать, боевых ядерных испытаний на живых людях сбросила две небольшие атомные бомбы («Малыш» и «Толстяк» соответственно мощностью от 13 до 21 килотонны тринитротолуола) на Хиросиму и Нагасаки, и ей никто не мог в то время так же ответить. Сегодня ядерное оружие имеют девять стран, из них четыре неофициально. Этого добра накоплено на планете уже столько, что на пуск (даже случайный) ядерной ракеты куда бы то ни было обязательно прилетит «ответка» таким же оружием массового поражения, и никакие бункеры вкупе с йодными таблетками никого не спасут. Остается хрупкая надежда, что вершители судеб человечества по обе стороны океана все же выберут жизнь, а не ядерный пепел. Даже если их греет мысль, что сами они попадут в рай.
Алла Ярошинская