В последнее время и в России, и в мире много говорится про курс рубля, который недавно был назван агентством Bloomberg «самой успешной валютой в мире в 2022 году» (что на недавнем совещании по экономическим вопросам отметил и Владимир Путин).
Часть аналитиков присоединяется к восторгам по поводу умело проведенной Банком России «спецоперации по стабилизации национальной валюты», а часть считает ее фейком и рекомендует, как Ассоциация трейдеров на развивающихся рынках, ориентироваться в расчетах на курс, рассчитываемый крупнейшними международными банками по деривативным контрактам и публикуемый Refinitiv.
При этом низкий курс рубля начинает вызывать озабоченность у российских предпринимателей и властей, так как он пока не вызывает снижения цен, резко выросших в начале марта, но при этом вызывает сложности в наполнении бюджета.
Насколько курс реален? Можно сказать, что не очень — в обменных пунктах свободная продажа валюты в значимых объемах так и не восстановилась.
В то же время импортные контракты позволяют покупать доллары по курсу, близкому к заявленному, а экспортеры именно по нему продают свою выручку. В России сохраняется возможность покупать и выводить за рубеж криптовалютные активы, и сделки тут тоже ориентируются на курс, устанавливаемый Банком России.
Так что в целом курс является реальным — экономика на него как ориентировалась, так и будет ориентироваться, а Банк России будет вынужден ослаблять ограничения, ныне существующие на валютном рынке.
На мой взгляд, стоит задуматься об искусственности не только нынешней ситуации, но и той, что имела место до начала кризиса. До 24 февраля валютный рынок в России был более конкурентен, но он фактически не учитывал масштабного притока капитала за счет высокого положительного сальдо торгового баланса.
Именно «стерилизация» рынка из-за отсутствия требований к продаже валютной выручки позволяла поддерживать курс на уровне 75-80 рублей за доллар, хотя всякие косвенные индикаторы, типа индекса Биг Мака, говорили о том, что он должен находиться в диапазоне 24-25 рублей за доллар. Сейчас эта стерилизация сменилась искусственной накачкой рынка валютой, и давление на доллар вполне понятно.
Что можно сказать о перспективах? Даже при тех мощных санкциях, которые наложены сейчас на Россию, перспектив снижения рубля не просматривается, если только Банк России не изменит те регуляторные подходы, которые он ввел в конце февраля (этого, вероятно, не стоит ждать раньше, чем в начале осени).
Главным же выводом, который, на мой взгляд, стоит сделать из происходящего, является вывод о том, что в столь зависимой от сырьевого экспорта стране, как Россия, для поддержки национальной валюты стоит использовать не подвижки в процентной ставке, которые могут наносить серьезный урон экономике ради контроля над курсом, а нормативы обязательной продажи валютной выручки, которые являются намного более нейтральными по отношению к большинству секторов экономики…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог