Posted 12 мая 2022, 16:30
Published 12 мая 2022, 16:30
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Александр Лукашенко 10 мая провел с военными и чиновниками большое совещание на тему государственного оборонного заказа на 2022 год. Там он заявил, что события на Украине «наглядно показывают, что только войска, обладающие современным и высокоэффективным оружием, средствами жизнеобеспечения, топливом и продовольствием, способны решать поставленные задачи».
По словам начальника Белоруссии, в ВС страны сейчас поступают новейшие зенитные ракетные комплексы «Тор-М2», радиолокационные станции «Противник», «Сопка», «Восток», «Роса», комплексы радиоэлектронной борьбы «Гроза». Белорусская армия также получает легкобронированные автомобили «Кайман», модернизированные танки Т-72; обновляется и парк авиационной техники. В рамках гособоронзаказа-2021 были закуплены 80 новых бронетранспортеров, четыре беспилотных авиационных комплекса, более двух тысяч противотанковых управляемых ракет, десятки средств управления войсками и связи, капитально отремонтированы 10 летательных аппаратов.
Теперь, по словам Лукашенко, на повестке дня — разработка перспективных образцов ракетного вооружения. «Мы договорились однозначно: Путин, Рогозин, Лукашенко, кто там еще были — люди, которые занимаются ракетным производством в России, чтобы они посмотрели на наши разработки. Мы ведь создаем новую ракету. Ракету очень эффективную, образца „Искандер“ примерно. И полная была поддержка, — заявил „Бацька“. — Чтобы мы не создавали велосипед, чтобы мы могли задействовать опыт разработчиков, ракетчиков Российской Федерации, которые делали „Искандер“. Это молодые ребята».
Что интересно, еще в ноябре прошлого года Александр Лукашенко говорил, что планирует купить у РФ и разместить в Белоруссии несколько дивизионов ОТРК «Искандер». А 17 февраля 2022-го он же рассказал, что попросит Россию создать военный центр для их освоения, так как РБ планирует покупать этот тип вооружений.
Но теперь стало понятно, что Москва не продаст «Искандеры» Минску — только поможет разработать собственную версию этого комплекса. Да и в целом, если просмотреть выступление Лукашенко целиком, между строк читается сожаление о том, что Россия перестала быть донором для белорусской армии. Хотя, надо признать, что и раньше не особо-то была таковым.
Тут возникает закономерный вопрос: что же представляет собой белорусская армия, и насколько она в случае чего способна помочь РФ в проведении военной операции на Украине?
Общая численность Вооруженных сил Белоруссии — 65 тыс. человек, из которых около 15 тыс. — гражданский персонал. По оценкам белорусских военных экспертов, еще 30-35 тыс. военнослужащих — не боевые части, а скорее вспомогательные. Оборонный бюджет официального Минска — $723 млн. ВС Белоруссии даже не достигают лимита, разрешенного Договором об ограничении обычных вооружений. Потенциально армия Белоруссии может насчитывать 100 тыс. солдат, 1800 танков, 2600 бронемашин, 1615 артиллерийских систем, 260 самолетов и 80 ударных вертолетов. Однако Минску, вечно сидящему в долгах, просто экономически не по силам содержать такие силы. Но и сейчас в рейтинге Global Firepower 2022 Белоруссия по военной мощи занимает 52-е место из 142 стран.
Структура белорусских ВС включает сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО, а также силы специальных операций (ССО), транспортные войска и территориальную оборону. По факту, ССО — единственные подготовленные и реально боеспособные части. После получения независимости нынешние силы спецопераций были созданы на базе советских ВДВ и спецназа ГРУ — это Витебская воздушно-десантная бригада, десантно-штурмовая бригада в Бресте и отдельная бригада спецназначения в Марьиной Горке.
ВВС сосредоточены на трех авиабазах — в Барановичах, Лиде и Минске. Самые мощные самолеты в стране — четыре Су-30СМ (тяжелые многоцелевые истребители поколения 4+), приобретенные у России, а также самолеты МиГ-29 и Су-25.
Вдоль границ размещены четыре зенитные ракетные бригады и три зенитно-ракетных полка. У них на вооружении — комплексы С-200, С-300, «Бук», «Тор-МК», «Оса-АКМ». Также имеются две радиотехнические, четыре механизированные, одна ракетная, одна реактивно-артиллерийская и три артиллерийские бригады. С 2016 года на боевом дежурстве в реактивно-артиллерийской бригаде стоят шесть РСЗО «Полонез» белорусской разработки, но с китайскими ракетами — они способны поражать цели на расстоянии до 300 км. Бронетанковый парк состоит из 1317 танков Т-72 разных модификаций.
Сейчас на Украине, как и в первые недели боевых действий, активно обсуждается возможность введения белорусских военных на украинскую территорию — то есть ее участия в военной операции. Но вероятность этого невелика. Военная доктрина Белоруссии подразумевает ведение только оборонительных операций, так что армия РБ устроена так, что наступательного потенциала у нее практически нет. Как и реального боевого опыта.
В случае если решение все же будет принято, ВС Белоруссии смогут выставить против Украины от 15 до 20 тыс. военнослужащих. Это четыре механизированные бригады сухопутных сил — 12 тыс. солдат, плюс силы спецопераций — три бригады по 3 тыс. бойцов.
В военном плане их вступление в «операцию» по направлению Луцк-Львов могло бы отвлечь силы ВСУ из других регионов. Однако украинские аналитики смотрят на такую перспективу спокойно. Они подчеркивают, что армия РБ никогда не участвовала в боевых действиях, а готовили ее «в рамках имеющихся финансов». Но главное — у белорусских солдат нет совершенно никакой мотивации заходить с оружием на Украину, где слишком у многих есть родственники.
Свои резоны вновь «пропетлять» есть и у Лукашенко. Прежде всего — страх потерять власть. Потому что он 27 лет твердил, что не допустит участия белорусов в любой войне. И если в белорусские города из Украины пойдут цинковые гробы — слишком высок риск, что бессменного «пересидента» снесет сам белорусский народ вместе с военными, которым участие в конфликте в Украине совсем не нужно.
Так что Лукашенко доказывает Путину: ввести белорусские боеспособные части в Украину — значит оголить все границы страны. И это на фоне проходящих сейчас вблизи Белоруссии учений стран НАТО: сил специальных операций Trojan Footpint (около 3300 военнослужащих), Defender Europe 2022 и Swift Response 2022 (в этих учениях задействовано около 18000 военнослужащих, из них в Польше — примерно 7000 человек и 3000 единиц техники), и Iron Wolf I в Литве. Традиционно такие учения подаются как «угроза захвата Белоруссии», в связи с чем необходимо предпринимать различные меры, в т. ч. концентрацию собственных войск.
Вячеслав Гордиенко