Можно, конечно, пытаться свалить вину за восторженный образ мыслей населения на тотальное телезомбирование и надеяться, что в «прекрасной России будущего» достаточно будет поменять в телевизоре контент — и люди, прозрев, прослезятся и обратятся к разуму. Вот только проходили уже все это в 90-е. И образовательные, и исторические программы, и сам формат подачи материалов и критики советского прошлого — все это присутствовало в телевизионной повестке.
Лет десять не то что сталинистских, и центристских-то передач не было. И что?
И про Сталина, и про все ошибки и огрехи прошлого годами твердили. И про свободу-демократию-рынок-права человека… И что? Где теперь все это?
Люди смотрели, давились, плевались. Вроде, и результат какой-то с виду был, по крайней мере так казалось. Пока не начали прежней баландой кормить и не увидели, с какой скоростью и восторгом она поглощается и усваивается аудиторией. Мигом смыло всю прежнюю выучку.
А все просто. Человеку нашему нужно слышать, какой он замечательный: и сам, и предки, и землица его — страна великая. И, как ребеночку, напевать: все было хорошо и будет еще лучше.
А «либеральные» передачи доносят одну ненавистную истину — что было г…вно, есть г…вно и г…вно это с высокой вероятностью останется и в будущем. Поскольку вырастить на нем розы и разбить сад — это огромный и тяжелый ежедневный труд, который, к сожалению, никто совершать не хочет. А сам зритель — не пуп земли, а потративший лучшие годы на бессмысленное существование и поверивший в ложь старый, усталый человек.
Ну и кто такую шарманку здесь слушать по доброй воле будет? Вот погодите — еще старые записи Киселева-Соловьева из-под полы продавать начнут. Если, конечно, что-то когда-то изменится.
Так что простых ответов и решений, к сожалению, нет. Правду нужно осознавать и пытаться ее доносить людям. Проблема только в том, что с каждым днем эта правда будет все хуже, трагичнее и сложнее для восприятия «среднестатистическим человеком». Будет включать у него все возможные блоки и защитные реакции, что мы уже видим на примере украинских событий.
А ведь сейчас — только начало долгого пути, и с каждым новым днем объем информации, от которой обыватель захочет закрыться, будет только нарастать.
Андрей Никулин, преподаватель философии