Posted 11 мая 2022, 09:15

Published 11 мая 2022, 09:15

Modified 1 февраля, 18:13

Updated 1 февраля, 18:13

Евгений Коган. Что будет дальше с ценами на нефть?

11 мая 2022, 09:15

Эмбарго российской нефти со стороны ЕС в рамках очередного пакета санкций остается одной из главных тем для спекуляций на рынке нефти. На прошлой неделе цены активно росли на ожиданиях худшего, а в понедельник резко вернулись к началу, потеряв более 6%.

Почему? Главная причина в том, что рынок увидел смягчение позиции ЕС после отказа блока от запрета европейским судам на транспортировку российской нефти в третьи страны. На этом настаивала Греция — как один из крупнейших в мире судовладельцев.

Правда, евробюрократы по-прежнему настаивают на запрете страхования поставок российской нефти. В итоге пакет может получиться оптимальным для ЕС на текущий момент. В том смысле, что местные политики должны проявлять твердость, реагируя на общественный запрос, но полного и настоящего эмбарго по понятным причинам опасаются.

За повод проявить гибкость и оставить себе пространство для маневра чиновники с удовольствием ухватятся. Что не помешает им на публике проявлять сожаление и озабоченность тем, что полноценного эмбарго не получилось. Ну и грозить России новыми карами, конечно.

Если пакет в отношении морских перевозок будет принят в том виде, как ожидается сейчас, то поставки нефти усложнятся и станут менее выгодными для России, объем их снизится, но не критически. В результате Россия получает меньше доходов, а цены на нефть не улетают в космос.

В этом же контексте можно рассматривать сопротивление полному эмбарго со стороны некоторых стран Восточной Европы. Прежде всего, Венгрии. Им дадут ряд поблажек и рассрочек, западные политики отчитаются, что сделали все, что могли. Поставки нефти из России сокращаются, но не исчезают совсем. Галочка всеми поставлена.

Также важно, что остается место для дальнейшего ужесточения санкций. До осени точно об этом в Европе будут говорить с удовольствием. Дальше — творчески, риторика во многом будет зависеть от наличия газа в хранилищах. Сейчас они быстро заполняются, но мало ли что?

Не забываем, что эмбарго — не единственная тема, которая влияет на цены. Локдауны в Китае начинают серьезно нервировать рынок. Причем не только спекулянтов, но и Саудовскую Аравию. На выходных она резко снизила премию по своим азиатским поставкам в июне относительно бенчмарка Oman/Dubai c $9,35 до $4,4 за баррель. Правда, это все равно исторический максимум, если не считать последних двух месяцев.

Тем не менее перемена в ожиданиях по поводу азиатского спроса очевидна. С другой стороны, здесь мог сказаться рост российских поставок со скидкой, более привлекательных для азиатских потребителей, чем саудовские с премией.

Что будет дальше с ценами на нефть? Постепенно ожидания взлета к $150 и выше переходят в разряд фантастики. Или просто маловероятных сценариев. Инвесторы все больше фокусируются на возможном негативе от роста ставок и замедления экономики.

Но геополитические риски высоки, вопрос об эмбарго остается открытым. Поэтому ждать устойчивого снижения ниже $100 за баррель пока не приходится. Так что наиболее вероятно продолжение колебаний вокруг текущих уровней, которые мы наблюдаем уже третий месяц.

Если мы недооцениваем решимость ЕС и венгров они-таки уломают, то можем резко уйти на $120, куда рынок, собственно, и шел на прошлой неделе в ожидании худшего.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь