Главная, почти нерешаемая проблема — что для построения будущего в России необходимо разобраться с прошлым, переосмыслить его, вычленить крупицы правды из наслоений легенд, мифов, басен.
И дело даже не в том, что остающаяся правда в основе своей печальна и нелицеприятна, а в том, что заслоняющих и замыливающих ее мифов на порядки больше — и именно они составляют фундамент и государства, и общества.
С самого начала, от древних летописцев и Владимира Красное Солнышко, всякий раз, когда перед очередным правителем возникала дилемма — сказать все как есть или рисовать очередной красивый, но лживый фасад, — он обычно выбирал последнее. В том числе и потому, что это оказывалось гораздо проще, нежели разгребать наслоения, сформировавшиеся задолго до него.
Европа тоже этим грешила, но бурлящий котел из противостоящих друг другу формаций, классов, религиозных толков периодически взрывал в борьбе с противниками старые предрассудки, не давая им укорениться. Бюргеры громили мифы о феодализме, городские низы боролись с буржуазией. Протестанты и католики дружно разоблачали друг друга. Потом пришли веселые критики-рационалисты вкупе с революционерами и вообще смели все древние бредни со стола.
Здесь же так и оставался курган посреди степи, на который веками сбрасывали очередные камушки. Разрыть эту кучу, расставить все по полочкам — дураков или безумцев не было. Попытались этим заняться в двадцатые годы большевики, но скоро «ревизионистов» рассовали по лагерям и ловко сплавили новую, советскую мифологию с имперской.
Вот и получили мы в итоге самовосстанавливающуюся, неистребимую машину, которая каждый раз воспроизводится только с косметическими изменениями — а вся начинка, пафос, идеологический заряд не меняются со времен московского княжества.
Оставить все как есть — значит просто дать ей в следующий раз повторить себя в очередной раз. Начать разбираться с ней — получить с высочайшей вероятностью гнев по всем социальным стратам общества, у которых отбирают чуть не последнюю интеллектуальную игрушку и соску. Взрывают сознание и препарируют их восприятие Отечества.
Что здесь делать — не знаю.
Андрей Никулин, преподаватель философии