Posted 9 мая 2022, 19:57
Published 9 мая 2022, 19:57
Modified 1 февраля, 18:13
Updated 1 февраля, 18:13
В День Победы к акции «Бессмертный полк» в Петербурге, по данным МВД, присоединились более миллиона человек — колонна двигалась от площади Александра Невского до Дворцовой. Некоторые вышли на улицу для того, чтобы не только почтить память близких, погибших в Великой Отечественной войне, но и поддержать действия российских военных на Украине.
Георгиевские ленточки в виде буквы Z, растяжки «Мы русские — с нами бог!» и патриотические песни о никем непонятой «седой душе» — как проходила акция, читайте в репортаже корреспондента «Росбалта».
Представьте на секунду: на календаре — не 9 мая и утром вы не распечатывали портрет прабабушки-блокадницы, чтобы почтить ее память на Невском проспекте в рядах «Бессмертного полка». Это обычный майский день, вы долго гуляли по Дворцовой набережной и, устав бороться с ледяным ветром, свернули на Зимнюю канавку. На площади перед Эрмитажем народа не то чтобы битком, но прилично. И все смотрят на большую сцену. И слушают.
«Сквозь тысячелетье славянское племя,
Видавшее смуту, познавшее бремя,
Из пепла восстало великой державой
На зависть врагам и героям во славу.
Нас кто-то упорно не замечает,
Пытаются бить, а мы только крепчаем!»
Под монументальной скульптурной композицией «Колесница славы» на арке Главного штаба — не менее монументальные и славные мужи в военной форме. Громогласно исполняют песню «Я — русский», которую когда-то сочинил малоизвестный исполнитель русского шансона Владимир Тиссен. Кстати, детство и юность автора прошли на Украине, а музыкальное образование он получил в Харьковском культурно-просветительском училище. Сейчас живет в Германии.
Проектор тем временем транслирует духоподъемный ролик — нехитрое слайд-шоу, будто наспех склеенное за пару часов до выступления. В Черном море белеет Крымский мост, юная Медведева прыгает тройной тулуп, машет лапой из 1980-го Олимпийский Мишка, в пух и прах разбивает на льду соперников «Красная машина». Затем — кадры то ли с военных учений, то ли с фронта: танки пересекают желтое поле, дергается бровь прицелившегося снайпера. Внезапно — фото Гагарина, которое тут же сменяется портретами Толстого и Александра Невского. На экране с гитарой возникает Высоцкий, за ним — опечаленный Цой. Кадры с ним всплывают к припеву вышеозначенной композиции:
«Я — не такой, как все!
Вам не дано понять мою седую душу!
Я — тот, который выдержит все перегрузки
И знает, что нас не догонят, я — русский!»
Оглянитесь: в рядах «Бессмертного полка», который растекается по Дворцовой площади и Александровскому саду, белеет растяжка — «Мы русские — с нами Бог!». Неподалеку реют полосатые полотнища «Национально-освободительного движения». Это ультраправая партия, миссия которой на официальном сайте формулируется без обиняков: «Освобождение Российской Федерации от колониальной зависимости США путем восстановления Суверенитета через референдум об изменении Конституции».
Да, пора вернуться к вашей амнезии. При всех вводных вы могли справедливо предположить, что на главной площади Петербурга проходит слет ультраправых, которые только что завершили победоносный «Русский марш». Это, конечно, не так, и пора бы вам вернуться в реальность — не время витать в облаках, как герой прустовской эпопеи «В поисках утраченного времени».
В конце концов, тут есть и обычные люди, которые пришли отдать дань уважения той жертве, которую принесли их предки восемь десятилетий назад. И они хором исполняют куда более подходящие музыкальные композиции — например, «Катюшу» и «Смуглянку».
Одной рукой женщина сжимает пальцы сына лет восьми, другой — фотографию парня в военной форме. Мальчик натягивает на уши пилотку цвета хаки и ежится от ветра. Мы в Александровском саду.
— Добрый день, я журналист. Не откажетесь сказать пару слов о человеке на снимке?
— Это наш прадедушка, он под Курском воевал. Был ранен в ногу сначала, потом погиб. Благодаря ему мы живем, мы знаем это, помним. Живем… В Питер переехали недавно.
— А что для вас значит эта акция?
— Хочу, чтобы вот он (кивает на мальчика) помнил про подвиг своего прадедушки.
— А зачем ему помнить?
— Ну как. Чтобы ценил то, что у нас сейчас есть. Родину чтобы любил, радовался мирному небу, солнцу, тому, что имеет…
— Чтобы понимал, какой страшной может быть война?
— Да-да! (радостно).
— Извините, а как вы к происходящему на Украине относитесь?
— А при чем тут это?.. (напрягается). Я поддерживаю. Там наши. Но мы же не за тем здесь… (уходит).
На фоне Зимнего дворца фотографируются муж с женой. В руках — черно-белые снимки бойцов Красной армии: старшина Владимир Молодцов и лейтенант Николай Стрижаков. По краю фотографий буквой Z рыжеют георгиевские ленточки. Супруги улыбаются.
Рядом компания записывает коллективное видео. Командует мужчина лет пятидесяти:
«Так, давайте, хором. За победу! Победа будет за нами!!!»
Неподалеку стоит бабушка, в руках — гвоздики и теннисная ракетка, к которой прикреплена черно-белая фотография с молодой женщиной. Если обойти ее со спины, можно рассмотреть, как к сетке ракетки крепится снимок: полоски скотча образуют букву Z.
Мимо шествуют мужчины с большим желто-черным транспарантом все с той же латинской буквой и многозначительной подписью «Задача будет выполнена». Он резко выделяется на фоне алых знамен Победы, которых тут все же больше.
У серых заборов вдоль тротуаров за происходящим наблюдают сотрудники Росгвардии, ОМОН и полиции. У каждого на груди приколота георгиевская ленточка, но далеко не у всех — зигзагом. Можно представить, как сегодня поутру кто-то из них в спешке допивал кофе, чистил ботинки и искал в шкафу полосатую ленточку. А потом, зажав зубами булавку, пару секунд раздумывал, вертеть ли из нее традиционный бантик или нечто более конъюнктурное.
Люди в колонне периодически скандируют «Россия!», а затем выкрикивают «Ура!». Если закрыть глаза и снова забыть о Дне Победы, можно решить, что находишься на патриотической акции. Например, в честь присоединения Крыма к России, что недавно с помпой прошла в «Лужниках».
К слову, плакатов, связанных с происходящим в Украине, в колонне «Бессмертного полка» почти нет. На площади Александра Невского люди по 40-50 минут отстаивали в очереди у рамок, пока полицейские с тщанием обыскивали вошедших. Из сумок извлекали не только бутылки с водой, но и пустые ватманы, на которых можно было бы написать что-то неподобающее и испортить всем настроение. Впрочем, позже стало ясно, что одного мужчину с протестным плакатом все-таки задержали.
В отделе окажется и девушка в траурном наряде с белой розой и книгой Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». Ее доставят в полицию, но потом отпустят без протокола. Туда же попадет муниципальный депутат Сергей Самусов — он вышел на улицу с фотографией бывшего узника четырех концлагерей, который погиб в марте этого года в Харькове.
На сцене на Дворцовой площади выступают губернатор и спикер Законодательного Собрания Петербурга. Александр Беглов поздравляет горожан с Днем Победы, но быстро перескакивает с праздника со слезами на глазах на украинскую тему.
«Нацистов сегодня поддерживают западные страны, — говорит Беглов. — Наши воины сегодня защищают на Донбассе нас с вами, нашу историческую память, подвиг отцов и дедов».
Спич его тезки не так зажигателен — спикер ЗакСа решает обойтись без политически заостренной риторики и лаконично поздравляет народ-победитель с важным днем.
В общем, если забыть, что акция «Бессмертный полк» была придумана томскими журналистами в 2012 году как некоммерческая, неполитическая и негосударственная гражданская инициатива — все в полном порядке.
Анжела Новосельцева