Posted 7 мая 2022, 17:45

Published 7 мая 2022, 17:45

Modified 1 февраля, 18:12

Updated 1 февраля, 18:12

Илья Гращенков. «Облученные» телевизором люди уже начали эмоционально мутировать

7 мая 2022, 17:45

Пока страна готовится к парадам Победы, есть время поговорить о более мощном оружии — пропаганде. Информационные войска не маршируют колонами, однако именно они сегодня ведут наиболее разрушительную борьбу за людские головы.

Вчера на RTVI мне задали вопрос: есть ли предел пропагандистскому накалу? Ведь уже сейчас телевидение переключилось в режим оправдания возможности ведения ядерной войны, что говорит о вторжении в основы человеческой психики, связанные с потребностью в безопасности и выживании. Поэтому о пропаганде стоит поговорить чуть подробнее.

Пропаганда имеет мало общего с рациональным познанием, так как целью своей ставит манипуляцию сознанием. Не буду тут писать очевидные вещи, о которых можно почитать хотя бы в нелюбимой Путиным «Википедии», но важно понимать, что задача — атака на сознание, т. е. фактически силовое вторжение в разум. Проводником информации выступают эмоции, а каналами — средства массовой информации.

Поэтому, как и в случае с ядерным оружием, пропаганда в современных условиях способна поражать очень большие группы людей, что может привести к не менее серьезным последствиям, например — массовому психозу. Если в средние века разрушительные воздействия пропагандистов ограничивались локальными катаклизмами, вроде «охоты на ведьм», эпидемии конвульсионеров или массовых самосожжений, то уже в XX веке спайка с идеологией дала поистине чудовищные результаты, примеры которых приводить нет смысла, их и так все знают.

Понимая разрушительную силу пропаганды, которая и приводит в движение инструменты взаимного уничтожения (вроде ядерного оружия), теоретики всего мира бились над тем, как ограничить ее применение. «Технократ» Лассуэлл полагал, что ответственность за ее использование должны нести мировые элиты, а «либерал» Дьюи предлагал лучше учить людей в школе, чтобы те были эмоционально и рационально более устойчивыми к ее воздействию. Однако уникального «противоядия» так никто и не предложил, хотя по-хорошему пропаганду следовало бы приравнять к какому-нибудь биологическому оружию и ограничить ее применение соответствующей конвенцией.

Не будем говорить за других, но в России снизить градус накала могут только элиты, ответственные за ресурсное обеспечение пропагандистских машин. Сегодня многие увлеклись информационной войной как игрой, не понимая, насколько разрушительное воздействие это окажет на нацию в целом. «Облученные» телевизором люди уже начали эмоционально мутировать так, что изменения могут оказаться необратимыми. И когда настанет время возвращаться к нормальной жизни, начальство может с ужасом обнаружить, что имеет дело с каким-то уже совершенно иным народом.

Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»

Подпишитесь