По данным The Wall Street Journal, китайские компании, в том числе Lenovo и Xiaomi, сильно сократили свои поставки на российский рынок. В марте поставки ноутбуков из Китая упали на 40%, смартфонов — на 66%, телеком-оборудования — на 98%. При этом, в отличие от западных коллег, китайские компании не объявляют об уходе с российского рынка.
Выводы пока делать рано, не разобравшись в причинах. Впрочем, одно следствие очевидно — резкое сокращение предложения неминуемо вызовет рост цен на электронику, а по каким-то позициям может привести к дефициту на рынке.
Причины могут лежать на стороне нарушившихся логистических цепочек. Не исключено, что российские импортеры сами сократили закупки в условиях волатильности курса рубля, неясных перспектив спроса с учетом падения реальных доходов россиян, недоступности кредитов и многочисленных ограничений на валютные операции.
И все же есть все основания предполагать, что инициатива сокращения поставок в большей мере принадлежит китайской стороне. Китайцы явно опасаются попасть под «вторичные санкции» с риском потери принципиально важного для них западного рынка, поскольку (как отмечено изданием) американские поставщики чипов требуют от китайских компаний соблюдения санкций, а также запрещают экспорт в Россию товаров, произведенных с использованием американского оборудования, софта, чертежей и других наработок.
Андрей Нечаев, экономист