Дмитрий Милин. Что ждет Россию на фоне мирового кризиса

6 мая 2022, 10:06

Реальность, в которой мы живем, в России изменилась принципиально. Вернуться в мир до 24.02.22 — в 2019 год, в 2013 год — невозможно. Это можно принимать или не принимать (каждый со своей скоростью проходит стадии принятия неизбежного). <…>

ВВП упадет примерно на 5-10%, но не на 35%, как на Украине. Сотовая связь не перестанет работать, но станет дороже и некоторое время будет работать хуже. Импортные станки не остановятся. Освоенные в России за 30+ лет западные технологии забыты не будут. Да, многие товары, включая привычные, на время исчезнут, но потом появятся и они, однако дороже и с большими задержками. Точно так же будут сложности с запчастями и расходными материалами, но и это со временем наладится, хотя станет и дороже, и дольше по срокам доставки.

В СССР «черный рынок» существовал и во время ВОВ при Сталине, когда за спекуляцию «расстреливали на месте». Никакие бюрократические санкции не могут остановить контрабанду и «серые» каналы поставок. Если есть спрос, то он всегда будет удовлетворен, но дороже и дольше, чем по «белым» официальным каналам. Вы не задумывались, почему в мире никак не могут побороть торговлю наркотиками? По тем же причинам. Все зависит от «нормы прибыли» и риска. За торговлю наркотиками дают огромные сроки, а в некоторых странах даже расстреливают, но ничего не помогает. Есть спрос, обеспечивающий высокую норму прибыли, — будет и предложение. За санкционочку в Россию, надеюсь, не будут расстреливать и сажать на десятки лет, а значит и норма прибыли за «серую торговлю» с Россией будет ниже, чем при торговле наркотиками или на «черном рынке» оружия.

Но это были «хорошие» новости. Теперь о плохих. Планету накрывает мировой экономический кризис стагфляционной природы, имеющий своим аналогом стагфляцию конца 1970-х годов. Стагфляция — это падение ВВП при росте инфляции. В прошлый раз, 40 лет назад, остановить двухзначную инфляцию в США удалось Полу Волкеру повышением ставки ФРС до 20%, что вызвало падение фондовых рынков и высокую безработицу.

Начавшийся рост ставок ФРС и других ЦБ после антикризисной и ковидной (это разные этапы) накачки деньгами приведет к сдуванию «пузырей» на фондовых рынках, дефолтам и серьезному удорожанию кредитов по всему миру. Несколько стран объявят дефолт по суверенным долгам. Нас ждет несколько лет турбулентности на мировых рынках, связанных с изменением не только направления потоков российских энергоносителей из Европы в Азию, но и сильных взаимных движений курсов национальных валют. Мне хотелось бы верить, что в результате появится второе поколение криптовалют, обеспечивающее больший охват населения и больший товарооборот. Но ЦБ всего мира этому будут препятствовать.

Мировой кризис ударит и по России, хотя на фоне этого кризиса преодолевать санкционные ограничения станет чуть-чуть легче. Кто бы что ни говорил, но сейчас не те времена, когда мировые компании, ушедшие с российского рынка, могут отказаться от торговли с Россией. Как-нибудь под угрозой убытков, а то и банкротства, западные компании найдут лазейки для продажи своей продукции в Россию.

Когда я говорил, что для частных компаний открылись «голубые океаны» рынка без конкуренции, — это чистая правда. Для тех, кто реально способен заместить пропавшие товары и услуги, открылись возможности, которые последний раз открывались в 1990-х годах. Однако это будет довольно короткий период в 1-3 года, пока не перестроятся «серые» каналы поставок в Россию того, что попало под санкции. Потом эти возникшие ниши закроются, оставив только некоторую ценовую «фору» за риск торговли с Россией. Так что если кто чувствует в себе силы выйти на рынок с импортозамещающей продукцией, надо начинать действовать прямо сейчас, через 1-3 года выйти на рынок и занять свою нишу будет уже труднее.

Дмитрий Милин, аналитик, публицист

#Экономика и бизнес #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь