Россияне по-прежнему могут исхитриться отдохнуть за пределами страны, но резко подорожавшие перелеты и усложнившаяся логистика самым печальным образом сказываются на стоимости отдыха. Большинство сограждан осваивают российские курорты, и в битве направлений традиционный Крым пока проигрывает.
«В целом, потенциал, я считаю, туристический потенциал в России большой. Экономические трудности еще не успеют существенно себя проявить — это произойдет, возможно, ближе к зиме. Бронирование идет хорошо, но структура направлений поменялась. Перекос в сторону Сочи, в Крыму сокращение. Пока влияет только одно — транспорт. Есть два „разнонаправленных вектора“, которые друг друга „балансируют“. Один — это значительный неудовлетворенный спрос, ввиду резко ограниченных зарубежных предложений. А второй — недоступность некоторых курортных регионов в России. Ввиду того, что часть наших южных туристских направлений недоступна для авиасообщения, и значительная доля самолетов, которая вывозила за рубеж, не функционирует — получается, что для внутреннего туризма это плюс. С другой стороны, это и мешает внутреннему туризму — основная часть гостиничного фонда сконцентрирована на юге», — отмечает руководитель комитета по внутреннему туризму Российского Союза Туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.
— Какие южные направления у нас открыты и закрыты для полетов?
— Аэропорт доступен только в Сочи. Успешно загружается и сам курорт — Сочи на май, что называется, «битком». И еще Абхазия, хотя она и не является внутренним регионом — но мы ее условно относим к этой категории, потому что туда люди добираются через аэропорт Сочи. И Абхазия может предложить очень демократичный формат отдыха. Но Анапа, Геленджик и Симферополь — недоступны.
Наиболее отдаленный от материковой части Крым, с которым временно нет авиасообщения, по нынешним данным, теряет больше всего. При этом Анапа, которая поближе, но авиасообщения тоже нет, более-менее успешно загружается.
Очень высокий спрос на Минеральные Воды. Не только доступность — но и вообще высокий спрос на санаторно-курортное лечение после пандемии.
Думаю, будет какое-то балансирование — и скорее всего: те южные направления, что доступны для авиасообщения, станут испытывать профицит спроса и компенсировать его ростом цены. А другие будут стимулировать прибытие туристов на других видах транспорта — и снижать цены. И развивать туризм из ближайших регионов, куда можно доехать на машине.
Расширяется география: раньше стереотипно были два направления — Сочи и Крым, а остальное — постольку-поскольку, особенно после 2014 года. Теперь — и Байкал, и Алтай, в прошлом году — Дагестан вызвал к себе большой интерес. При этом, растет спрос на Подмосковье, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую области, Карелию. Туристы ориентируются на свои машины. Хотя такой концентрации номерного фонда, как на Юге, конечно, нет нигде.
— Калининград не блокирован?
— Калининград не блокирован, просто, как и на Сочи и Минводы, изменился маршрут полета, что привело к удлинению и подорожанию. В Сочи мы летим вместо двух часов четыре с половиной.
Есть и «торможение в принятии решений». Туристы все-таки надеются на то, что авиасообщение в ближайшее время будет открыто. Глубина продаж невысокая. Относительно июля-августа — процесс выжидания. Как только откроется авиасообщение…. А если нет — туристы готовы действовать по тому же сценарию, что сейчас.
— У тех, кто едет «дикарем», есть какие-то особые проблемы?
— Понятие «дикаря» устарело. Сейчас не менее 80% туристов планируют свой отдых сами. Большое количество клиентов туроператоров, приобретают у них только путевку, а добираются тоже самостоятельно. В нашей компании 60% туров продается без перевозки.
Между тем, по данным туроператоров, стоимость отдыха уже существенно подорожала. Особенно — зарубежного. По данным руководителя пресс-службы «Интуриста» Дарьи Домостроевой, средняя стоимость недельного тура в Сочи на двоих на майские праздники составила около 52 тыс. рублей, а в Турцию поездка вылилась в 160 тыс. рублей.
Значительно выросла цена на авиабилеты, что объясняется тем, что с рынка ушли дешевые чартеры. Например, в Сербию летает только одна авиакомпания — Air Serbia. А Белград — это не столько туристическое направление, сколько точка входа на европейский рынок. Как и Стамбул — это хаб, через который можно вылететь в разные страны мира. А Дубай — пересадочный пункт, чтобы попасть в Индию, Таиланд и другие азиатские страны. Вполне очевидно, что авиакомпании не преминут воспользоваться безвыходным положением российских туристов.
Леонид Смирнов