Posted 3 мая 2022, 15:13

Published 3 мая 2022, 15:13

Modified 1 февраля, 18:10

Updated 1 февраля, 18:10

Андрей Нечаев. В чем смысл российских контрсанкций?

3 мая 2022, 15:13

Президент подписал указ о загадочных контрсанкциях с российской стороны. Загадочных, поскольку указ не дает ответ на главный вопрос — о субъектах санкций и их реальном содержании, — а предлагает правительству определить их в 10-дневный срок. Известно лишь, что это будут юридические и физические лица из «недружественных стран», с которыми теперь запрещается вступать в экономические отношения.

В части физических лиц понятно, что санкции будут иметь сугубо демонстративный характер. Политические и общественные деятели Запада не имеют активов в России и не ведут с ней бизнес. Ограничивать их не в чем.

Намного любопытнее, какие западные компании попадут под санкции и лишатся возможности покупать российское сырье или экспортировать свои товары в Россию. Введенный Большой семеркой запрет на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции и так будет наносить российской экономике все более сильный ущерб в силу критической зависимости ряда ее секторов от импорта. Усугублять эти ограничения дополнительным запретом импорта для российских компаний и госструктур довольно странно.

Еще более рискованно ограничивать экспорт с российской стороны. Разумеется, отдельные сектора европейской экономики, зависящие от поставок из России (например, природного газа или некоторых химикатов), понесут ущерб, может возрасти и без того высокая инфляция. Однако зависимость российской экономики в целом и бюджета в частности от экспорта сырья столь высока, что его дополнительное ограничение сверх уже введенных западных санкций будет крайне болезненным.

В общем, пока контрсанкции похожи на старую шутку «назло маме отморожу уши» — если, конечно, не считать мощный прилив энтузиазма для официальной пропаганды. Не исключаю, что последнее и является главной целью мероприятия.

Впрочем, окончательный ответ мы получим через 10 дней, узнав кто станет героем составленного правительством «черного списка».

Андрей Нечаев, экономист

Подпишитесь