Кремль продолжает жестко давить на Евросоюз добиваясь оплаты по ранее заключенным контрактам на поставки природного газа. Российские власти требуют перейти на платежи в рублях, такое указание дал Владимир Путин. Правда, в реальности схема прямых проводок в российской валюте от иностранных компаний не требует — им просто необходимо открыть счет в «Газпромбанке». Покупатели будут отправлять свои евро туда, ну а уже российский банк будет проводить платеж на счет «Газпрома» в рублях — как и велело руководство страны.
Вроде бы, это предельно удобная для европейских компаний комбинация. Но так не считают в Брюсселе. Европейская комиссия в своих рекомендациях указала, что, по данным ее экспертов, такая схема предполагает, что часть денег (плата за услуги и курсовая разница) по дороге «затеряется», ведь принимать евро банк будет по одному курсу, а переводить рубли в «Газпром» по другому. У некоторых европейских комментаторов это вызывает предположение, что Россия таким способом пытается обойти санкции: вывести из-под них «Газпромбанк» и через него пустить средства на закупку запрещенных товаров, в том числе, двойного назначения.
При этом две европейские страны — Болгария и Польша, чьи долгосрочные контракты и без того истекали в этом году, остались без российского газа уже в апреле. Болгарам, надо сказать, полегче — у них уже вовсю весна и не надо тратиться на отопление. Необходимый газ Болгария надеется получить из Греции. А в отместку в Софии ищут правовые основания, чтобы прекратить транзит газа по своей территории в направлении Сербии и Венгрии. Впрочем, «закручивать вентиль» они пока не рискуют.
Что касается Польши, то она, как и было до этого, покупает около 30 млн кубометров газа в сутки, но теперь уже из Германии. Газ идет реверсом, то есть в обратную сторону, через трубопровод «Ямал — Европа». Однако это уже создало долгосрочную проблему — практически прекратилось заполнение газохранилищ на территории Германии. А ведь пока немцам не пришло время платить, для них было бы логично постараться запасти как можно больше топлива, что они в последние недели и пытались делать.
Это же касается и других стран, зависящих преимущественно от российского газа, и которые, как и Германия, уже отказались платить за него рублями. Например, нынешнее правительство Чехии с прискорбием констатирует, что за время работы предыдущего, где большое влияние имел президент Милош Земан, не был, например, продлен контракт с Норвегией на поставки газа. Не был достроен и терминал на балтийском побережье, где Чехия только сейчас собралась, наконец, выкупить долю и, тем самым, инвестировать в строительство важной для себя инфраструктуры.
В итоге, как заявил 29 апреля чешский премьер Петр Фиала, его страна категорически отказывается платить рублями за российский газ, но осознает, что она зависит от него на 90%. При этом, как ранее сообщалось, в случае полного прекращения поставок запасов газа и нефти у Чехии хватит на 2-3 месяца.
Фиала, кстати, также заявил, что он «не согласен с позицией Венгрии, которая решила перейти на оплату за газ в рублях» и выразил намерение повлиять на Будапешт. Как именно, пока неясно.
Между тем, к Венгрии уже присоединилась Австрия, чья крупнейшая в Центральной Европе энергетическая компания OMW также выразила намерение платить за газ рублями. Что важно, именно на территории Австрии находится крупнейший в Европе газовый «хаб», которым владеет OMW.
Пока кроме этих двух стран никто не выразил твердого намерения покупать российский газ за рубли, то есть вопреки позиции Еврокомиссии и введенным против России санкциям. Однако список этот может расшириться, причем уже в ближайшие пару недель. Большинство стран ЕС должны будут вносить платеж за газ, а значит, решать, в какой валюте они его сделают, во второй половине мая. Тут-то вопрос для них и встанет ребром.
Кстати, как раз на следующей неделе ЕС планирует объявить шестой пакет санкций в отношении РФ. И он, как уверяют источники в Еврокомиссии, будет обязательно включать эмбарго на закупку российской нефти. Даже ранее спорившая с этим Германия в последние дни апреля свои возражения сняла.
Так что, возможно, Европу ждет лето без работающих кондиционеров, остановка химической промышленности и много других неприятностей, связанных с нехваткой газа, а значит и электроэнергии тоже. Не говоря о том, что будет, когда вновь начнутся холода.
Получается, именно наступающий май станет решающим месяцем в энергетическом противостоянии России и ЕС. Возможно, с учетом потенциальных эмбарго на поставки нефти и отказа платить за газ в рублях, отношения Москвы с большинством стран ЕС будут окончательно разорваны. Правда, тогда возникает вопрос, как будет пополняться бюджет самой России.
На него опять же в мае должен быть дан какой-то вразумительный ответ. Иначе, насчет чего уже звучат опасения, страну может ждать жесточайший бюджетный дефицит, дефолт по внешним обязательствам и углубление экономической депрессии, которая и так уже заметна как следствие беспрецедентных в мировой истории санкций, введенных против России.